Государственное регулирование процессов распределения

20-е гг. XX в. в США получили название “The Roaring Twenties” («Ревущие двадцатые»), в этот период материальные блага и их достижение (дом, а не квартира; автомобиль вместо упряжки; электричество вместо керосиновой лампы) стали центральными для общества. Именно тогда для отображения нового режима удовольствий появились выражения: “baby” («дорогая»); “sugar daddy” («папик»).

Лозунги той эпохи — «Жить сейчас, а не завтра», «Бери от жизни все» и др. Из них мы бы хотели обратить внимание на один популярный тогда лозунг: «Предоставьте бизнес самому себе, а он позаботится о вас».

Этот лозунг означал, что процветание обеспечивается тем, что правительству нет необходимости вмешиваться в дела рынка и осуществлять перераспределение доходов, рынок, как механизм распределения доходов (а не только механизм обмена), сам все отрегулирует.

И вроде так все хорошо начиналось — рынок сам по себе обеспечивал благосостояние и процветание. Казалось, идеальная модель взаимоотношения бизнеса и государства найдена. Но все закончилось крайне неудачно в конце 1920- х гг., после кризиса и Великой депрессии все вдруг — кстати, и экономисты тоже — стали понимать, что без активной роли государства не обойтись.

Посмотрим теперь, как государство регулирует экономические процессы и вмешивается в систему перераспределения. Бесспорно, центральным механизмом перераспределения благ в современных государствах выступает рынок. Однако наравне с ним действует и механизм государственного регулирования экономики.

Уровень соотношения в обществе рыночных и государственных сил определяет тип социально-экономической политики страны. Государственное регулирование процессов распределения выражается в трех моментах: перераспределении доходов с помощью налогов, установлении законов и проведении политики снижения уровня бедности и сглаживания социального неравенства.

Эти процессы взаимосвязаны между собой. Существует несколько теоретических подходов к анализу роли государства в социоэкономических процессах распределения: политэкономический, неоклассический, кейнсианский, монетаристский и теории государства всеобщего благосостояния.

А. Смит отстаивал полезность рынка для общества и требовал освободить его от государственного вмешательства и цеховой организации, ограничивающих свободную конкуренцию.

Он видел положительные моменты рынка в том, что рынок предоставляет обществу потребительские блага по конкурентной, а, следовательно, по низшей цене, что позволяет полностью использовать преимущества разделения труда и выгодно всем. Поэтому, по его мнению, необходимо было отказаться от цеховой организации в производстве и торговле, так как она являлась монополией по своей сути.

Свободная конкуренция служит тому, что все факторы производства используются наиболее рационально, что также выгодно для общества. Государство не должно управлять производством, поскольку оно не может этого делать эффективно. Не должно вмешиваться государство и во внешнюю торговлю, так как протекционистская политика мешает обществу в полной мере получать выгоду от международного разделения груда.

Интересно
Требованиями Смита стали невмешательство государства в экономику, политика «экономического либерализма», предоставление рынку полной свободы для функционирования и развития.

Требования к налоговой системе и политике перераспределения были потом выражены Рикардо и Сэем в их лозунге: «Лучший налог — это меньший налог». Но практически одновременно с идеями невмешательства государства в процессы перераспределения возникла и их критика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)