Генезис Ахматовой – в русской прозе, а не поэзии
Более чем кто-либо другой из русских лириков, Ахматова восприняла излучения, идущие от могучего психологизма русской прозы.
Некоторые ученые сравнивают стихотворения Ахматовой с романами Достоевского. Наверное, это правомерно. В 4-х, 8-и, 12-ти строчках Ахматовой вмещалась целая лавина низвергающихся на человека страстей:
Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать
Но скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?
Ты угадал: Моя любовь такая,
Что даже ты не смог ее убить.
В стихах Ахматовой берется обычно самый острый момент в развитии отношений. Чувство дается в предельном кризисном выражении: это взлет или падение, первая встреча или разрыв, смертельная опасность или смертельная тоска. Обычно ее стихи – начало драмы, или – кульминация, но еще чаще – финал или окончание.
И здесь также сказывается опыт русской прозы. Этот прием в русской литературе великолепно развил Достоевский в своих романах-трагедиях; в сущности, читателю предлагается присутствовать только при развязке.
Стихи самой Ахматовой являют собой свод пятых актов трагедий:
У разлюбленной просьб не бывает.
…Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король…
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою
За одиночество вдвоем
И за тебя я пью…
Поэзия Ахматовой жива контрастами. В лирическую ткань врываются поединки характеров:
Характер его:
Самый нежный, самый кроткий… тихий, тихий, и ласки не просит,
Только долго глядит на меня.
Он тихий, он нежный, он мне покорный,
Влюбленный в меня навсегда!
И – другой:
Все равно, что ты наглый и злой.
Все равно, что ты любишь других.
Но любовь твоя, о друг суровый,
Испытание железом и огнем.
Твой профиль тонок и жесток.
Характер ее:
На груди твоей снега белей…
Или:
Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь…
Контрастные мотивы пронизывали Ахматовскую лирику с самого начала как отражение беспокойств и тревог времени.
В любовные стихи проникли неуверенность, сумятица, тяжелые предчувствия:
Хоть бы с неба глянул гром
Сердце темное измаялось
В нежилом дому твоем
Звучали трагические ноты:
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни млей любовь
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
Образ такой больной любви был у ранней Ахматовой и образом больного предреволюционного мира. Недаром поздняя Ахматова в стихах и особенно в «Поэме без героя» будет вершить над ним суд и самосуд, нравственный и исторически. О чем бы ни писала Ахматова, постоянным было в ее творчестве чувство сопричастности миру и ответственности перед ним.
Появляется острое ощущение истории. Это ощущение пронизывает все творчество Ахматовой. Наверное, его и имел в виду Н. Коржавин, когда утверждал: «В Ахматовой с самого начала жили и заявляли о себе те качества творческие и человеческие, которые всю жизни заставляли ее отталкиваться от «серебряного века» и которые в трагические времена дали ей возможность стать в полном смысле народным поэтом, тем, кто мог с полным правом сказать о себе такие слова: «И если зажмут мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ…» Или: «Я была тогда с моим народом. Там, где мой народ, к несчастью, был».
- Лирические циклы «Стихи из романа» и «Когда разгуляется»
- Философская лирика И. Бродского
- Художественный мир лирики И. Бродского 1960-х годов
- Жизнь и судьба И. Бродского
- Чешский период творчества М. Цветаевой
- Художественный образ мира поэзии М. Цветаевой
- Царство ахматовской лирики – от мира сего
- Лирическая героиня А. Ахматовой
- Художественный образ мира лирики раннего Б. Пастернака
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу