Царство ахматовской лирики – от мира сего

Поэзия жизни извлекается Ахматовой из прозы жизни. Эту особенность ахматовской лирики литературовед назовет так: «Царство Ахматовской лирики – от мира сего» (Е. Добин).

А вот как скажет об этом поэт:

«Мне кажется, я подберу слова,
Похожие на Вашу первозданность.
А ошибусь – мне это трын-трава,
Я все равно с ошибкой не расстанусь».
И сама Ахматова – о том же:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда».

В удивительном даре превращать крупицы самой обычной жизни в драгоценный слиток поэзии и заключается то новое, что принесли с собой уже первые сборники ахматовских стихов: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Анно Домини» (1921).

И потому так естественны были в стихах Ахматовой, так необходимы подробности каждодневного хода вещей:

Я сошла с ума, о мальчик странный,
В среду, в три часа!
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Легкий шелест слышишь
Справа от стола
Но сердце знает.
Сердце знает,
Что ложа пятая пуста!

Самые заурядные мелочи вводятся Ахматовой в стихотворение. При этом она проявляет склонность к краскам не броским, не изысканным – полутонам:

Листва еще бесцветна и тонка…
Под бесцветным мирком замирает…
Край неба, тусклый и червонный…
Мутный фонарь голубел…
Как на древнем, выцветшем холсте…
И глаза, глядевшие тускло…
Липы нищенски обнажены…

Еще Гумилев по поводу эпитетов Ахматовой говорил: «Большинство эпитетов подчеркивают именно бедность и неяркость предметов»: потертый коврик, стоптанные каблуки, выцветший флаг и т.д. «Ахматовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым…». То же свойство имеют и метафоры. Ахматовские метафоры – совершенно иной природы, они не вознесены, а неожиданно остро приближены к земле.

Как соломинкой, пьешь мою душу,
Знаю: вкус ее горек и хмелен…
Но я пытку мольбой не нарушу.
О, покой мой многонеделен.
Когда кончишь, скажи. Не печально,
Что души моей нет на свете.
Я пойду дорогой недальней
Посмотреть, как играют дети…

Итак, заземленность, тяготение к подробностям, конкретным деталям, отсутствие особого лирического мирка – первая особенность художественного мира Ахматовой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)