Драматургическое начало лирики А. Ахматовой

Второй важнейшей особенностью художественного мира Ахматовой является необычайная близость ее поэзии к драматургии. Ахматова сблизила обе поэтических стихии – лирическую и драматургическую. Драматургическое начало, вторгнувшись в лирику, придало ей совершенно особое наполнение. Не о лирической драме в стихах речь – а о драматургии, врезавшейся в краткое лирическое стихотворение.

О драматургии как зримом, совершающемся на наших глазах столкновении:

…Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот…

Литературовед Е. Добин писал: «Это театр. И, вероятно, конец акта, может быть, третьего, в котором по традиции все коллизии сплетались в тугой нерасторжимый узел». Перед нами – скупой диалог. Прекрасная мизансцена на лестнице. И на первом плане – именно физические действия героини: «Я сбежала, перил не касаясь… Я бежала за ним до ворот…».

«Перил не касаясь»… Сколь выразителен жест! Вся сложность и драматизм отношений может быть явлена у Ахматовой через жест. Редко у какого лирического поэта наблюдается такое богатство жеста, как у Ахматовой. И такое тончайшее проникновение в душевное состоянии через жест.

Л. Гинзбург писала: «Ахматова в высшей степени обладала системой жестов…, несвойственной людям нашего неритуального времени. У других это казалось бы аффектированным, театральным; у Ахматовой в сочетании со всем ее обликом это было гармонично».

Как красноречивы руки в ее стихах:

И слезы со щеки стереть ослабнувшей рукой…
И моя их терзает без цели Восковая сухая рука…
Сколько раз рукой помертвелой я сжимала звонок-кольцо.
Моя рука, закапанная воском, дрожала, принимая поцелуй
Сжала руки под темной вуалью…
И сухими пальцами мяла Пеструю скатерть стола.

Штрих может быть энергичным, словно нанесен одним мазком: «Рукою твердой, но усталой». А может развернуться почти в сцену:

Он мне сказал: Я верный друг!
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц
Так на наездниц смотрят стройных
Лишь блеск в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц…

Есть у Ахматовой стихотворения, в которых через внешние действия дана целая повесть о кризисных, надломных, очень непростых отношениях:

Мы не умеем прощаться
Все бродим плечо к плечу
Уже начинает смеркаться,
Ты задумчив, а я молчу.
В церковь войдем, увидим
Отпеванье, крестины, брак,
Не взглянув друг на друга, выйдем…
Отчего все у нас не так?
Или сядем на снег примятый
На кладбище, легко вздохнем,
И ты палкой чертишь палаты,
Где мы будем всегда вдвоем.

Почти все рассказано мизансценами, намечено легкими контурами действий. Все перенесено в подтекст. Внешние действия – лишь отражения, отблеск внутреннего состояния. Здесь очень хорошо видно, насколько приблизилась лирика Ахматовой к драматургии.

Обратимся к раннему стихотворению «Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой”.
Я ответила: “Милый, милый – И я тоже. Умру с тобой!”
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

Перед нами лирическое стихотворение в самом полном безусловном смысле. И в то же время его можно назвать – психологической драмой. Разговор с собой, внутренний монолог. Выпукло проступает драматургическая природа. Все вещно: темный дом, в сад ведут три ступеньки. Точно обрисовано внешнее действие: но шаги мои были легки…, я на правую руку надела… Родство ахматовской лирики с драматургией устанавливается и через диалог.

Я спросила: Чего ты хочешь?
Он сказал: Быть с тобой в аду.
Я смеялась: Ах, напророчишь
Нам обоим, пожалуй, беду»
Но, поднявши руку сухую,
Он слегка потрогал цветы:
Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты.

Ахматова любит живую речь, слово произнесенное:

Только спросит: Ненаглядная!
Где молилась за меня?
Просто молвила: Я не забуду…
Шутил: Канатная плясунья,
Как ты до мая доживешь?

Голос может слышаться во сне:

Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: Иди сюда!
Оставь свой край, немой и грешный,
Оставь Россию навсегда…

Голос может померещиться в лесной чаще:

И кто-то во мраке дерев незримый
Зашуршал опавшей листвой
И крикнул: Что сделал с тобой любимый,
Что сделал любимый твой!

И героиня может отвечать вымышленному голосу леса, как вполне реальному собеседнику:

Я сказала обидчику:
Хитрый, черный, верно нет у тебя стыда.
Он тихий, он нежный, он мне покорный
Влюбленный в меня навсегда!

Итак, мы рассмотрели такие особенности лирики Ахматовой, как тяготение к живой речи, предметность, разговорность, точность деталей, видение человека в жесте, в движении. Именно в этом состоит основное отличие Ахматовой от поэзии символистов. Пафосом символистов было устремление к дальнему. Пафос Ахматовой – проникновение в близкое, открытие поэзии в обычном течении жизни – в прозе жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)