Лирическая героиня А. Ахматовой

Ахматова почти не прошла школы литературного ученичества и в литературе выступила сразу как стихотворец вполне зрелый. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем вышел поэтический сборник «Вечер». Почти сразу имя Ахматовой стало упоминаться в ряду самых больших русских поэтов.

Интересно
Сразу ли поняли масштаб дарования Ахматовой поэты и критики? Блок, нападая на акмеистов, Ахматову из их числа решительно выделял. В 1921 году он пишет об этой литературной группе резкую статью «Без божества, без вдохновенья», где называет Ахматову «настоящим исключением» среди акмеистов. И дело здесь не только в степени талантливости – убежден поэт – а в том, что в поэзии Ахматовой было и божество, и вдохновенье».

В этом смысле, по Блоку, Ахматова преодолевала и «преодолевщих символизм» акмеистов. Много лет спустя поэт Н. Коржавин напишет: «Я отделяю Ахматову как поэта от породившего ее «серебряного века» и даже противопоставляю ее ему. Но только в том смысле, что она преодолевала его в себе и сохраняла свою независимость от него. Я не собираюсь отрицать ее многообразную связь с ним». И если Блок был самым характерным героем своего времени, то Ахматова, конечно, – самой характерной его героиней, явленной в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменяющей и оставляемой.

При необычайной конкретности переживаний лирическая героиня Ахматовой – не только человек конкретной судьбы и конкретной биографии, – это и носитель бесконечного множества биографий и судеб:

Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить…

«Многим» – так Ахматова озаглавила одно из своих стихотворений. «Многим» могла адресовать она все свои стихи: «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…».

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии Ахматовой. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. Герцен говорил, что «женщина загнана в любовь». В известном смысле вся ранняя лирика Ахматовой «загнана в любовь». Но здесь же прежде всего открывается и возможность выхода. Именно здесь рождаются подлинно поэтические открытия, которые и позволяют говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии поэзии 20 века сравнительно с символизмом.

Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное и с символизмом тоже, Ахматова возвращала ей живой и реальный, не отвлеченный характер. Именно это и имел в виду В.Шкловский в известном высказывании: «Когда Ахматова говорила: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки, то это было стилистическим открытием, потому что любовь у символистов должна была появиться в пурпурном круге».

Великая земная любовь – движущее начало лирики Ахматовой. Именно она заставила по-другому – не по- символистски, не по-акмеистски, а если воспользоваться привычным определением – реалистически– увидеть мир.

В состоянии любви мир видится заново, открывается в дополнительной реальности. Вещам возвращается первозданный смысл:

«Ведь звезды были крупнее, Ведь пахли иначе травы…»

Не случайно в стихах Ахматовой так много эпитетов, которые когда-то Веселовский назвал
«синкретическими». Они рождаются из слитного, целостного взгляда на мир, когда чувства материализуются, а предметы одухотворяются:

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем…
…Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела…

Таково все стихотворение «И упало каменное слово…» (главка «Реквиема»):

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)