Чешский период творчества М. Цветаевой

Чешский период эмиграции Цветаевой продолжался более трех лет. За это время она выпустила в Берлине две авторские книги – «Ремесло. Книга стихов» (1923) и «Психея. Романтика» (1923), включавшие в себя произведения последних лет из числа написанных еще на родине. Ее поэтическое творчество этих лет претерпело существенное изменение: в нем отчетливо обозначился поворот в сторону крупноформатных полотен.

Лирика, в которой преимущественно сохранились ее ведущие темы – любви, творчества и России, пополнилась такими произведениями, как «Поэт», «Попытка ревности», «Русской ржи от меня поклон…», «Расстояние: версты, мили…». И все же центральное место в чешских работах поэта занимают поэмы – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

Тематически поэмы продолжают любовную лирику, но это как бы уже другое измерение темы. Здесь возникает аналогия с поэмами Маяковского «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Про это».

Символично странное на первый взгляд название «Поэма Горы», оно вычерчивает резкое членение цветаевского поэтического мира по вертикали – от земли к небу, от быта к бытию. Гора эта реальна, она возвышается над Прагой, это место прогулок влюбленных или обрекающих себя на разрыв. Но еще гора – это выброс вверх, это огромность чувства любви и боли или, как образно и точно сформулирует для себя героиня, «высота бреда над уровнем / Жизни».

Как это всегда бывает в поэзии Цветаевой, герой явно не дотягивает до уровня героини, личностное начало в Нем присутствует слабо. Он вообще, скорее, лишь объект приложения Ее страсти.

Например, в «Послесловии», обращаясь к Нему, она говорит о Нем, но светится только ее «Я»:

Я не помню тебя отдельно
От любви. Равенства знак.
… Но зато, в нищей и тесной
Жизни – «жизнь, как она есть» –
Я не вижу тебя совместно
Ни с одной:
– Памяти месть.

В «Поэме Конца» Цветаева еще раз проигрывает ту же ситуацию последней встречи, последнего совместного прохода героев по сцене. Как и в «Поэме Горы» (оба произведения обращены к одному лирическому адресату), запечатлен самый момент разрыва двух сердец: и страх, и боль, и гаснущая надежда на возврат любви, и предощущение опустошенности.

Сверх бессмысленнейшее слово:
Расстаемся. – Одна из ста?
Просто слово в четыре слога,
За которыми пустота.

Восхищенный Б. Пастернак, прочитав «Поэму Конца», писал Цветаевой: «С каким волнением ее читаешь! Точно в трагедии играешь. Каждый вздох, каждый нюанс подсказан… Какой ты большой, дьявольски большой артист, Марина!» (25 марта 1926 г.).

Своеобразие поэмы, ее исключительная непохожесть на другие подобные произведения в том, что в ней запечатлен лирический конфликт. Он не сводится к противопоставлению любимая – отвергнутая, была любовь –прошла любовь. Если воспользоваться характеристиками самого автора, то это драма несовпадений его горизонтальной любви с ее вертикальной любовью. Собственно, они и встретиться и пересечься могли только в одной точке на краткий миг.

Осенью 1925 года Цветаева с семьей перебралась в Париж. В парижский период жизни Цветаевой стихов было написано мало, но ярко и разносторонне раскрылся ее талант как прозаика. В эти годы была создана автобиографическая и мемуарная проза, знаменитая «Пушкиниана». На родину Цветаева вернулась в июне 1939 г. Но радостного возвращения не получилось, хотя на чужбине она безмерно тосковала по России.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…

Возвращение домой закончилось катастрофически: вскоре были арестованы муж и дочь Цветаевой, с большим трудом подготовленный к изданию сборник стихотворений и прозы в конце концов был отвергнут, жизненные силы поэта были подорваны. Отечественная война и связанная с ней страшная неустроенность быта ускорили развязку – 31 августа 1941 г. в Елабуге Марина Ивановна Цветаева покончила с собой.

Ее роковой конец, безвременная гибель – не просто сломленная воля, угасшая жизнь. Цветаевой всегда было тесно в узких рамках земного бытия, она всегда стремилась за их предел. Смерть в творчестве Цветаевой – тема огромная, она всегда привлекала – страшила, удивляла, пробуждала любопытство, притягивала.

Вспомните: знаменитый цветаевский «Реквием» был написан» в 20 лет:

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё – как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! –
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
– Послушайте! – Еще меня любите
За то, что я умру.

Сегодня очевидно, что Цветаева – личность будущего, поэт – надмирный. Время таких поэтов, как Цветаева, может быть, только теперь приходит.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)