Функциональные экономические системы — основа взаимодействия государства и рынка

Устойчивость национальной экономики определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. В рыночной экономике такими механизмами становятся функциональные экономические системы (ФЭС) — совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных макроэкономических параметров в целях устойчивого и динамичного развития экономики.

ФЭС отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования и др.) прежде всего тем, что представляют собой саморегулирующиеся организации, в которых всякое отклонение от названных параметров служит толчком к мобилизации механизмов соответствующих систем, восстанавливающих утраченное равновесие на макроэкономическом уровне.

Среди основных макроэкономических параметров устойчивости (равновесия), которые необходимо поддерживать на определенных уровнях, можно выделить следующие:

  • годовое увеличение индекса цен (не должно превышать—5 %);
  • темпы роста денежной массы (должны соответствовать темпам роста производства);
  • уровень дефицита государственного бюджета (не должен превышать 3—5% ВВП);
  • государственный долг (не должен быть более 60% ВВП);
  • объем золотовалютных резервов (должен быть не менее 8% ВВП и достаточен для покрытия расходов по импорту товаров, как минимум, в течение трех месяцев);
  • отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга к доходам (не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта);
  • уровень накоплений в ВВП для обеспечения расширенного воспроизводства (должен быть не меньше 10%)
  • критический уровень безработицы (не должен превышать 15—20% общего числа трудоспособного населения);
  • доля иностранных товаров на отдельных сегментах национального рынка (не должна превышать 30—40%) и т.д.

Некоторые из этих параметров впервые были формально зафиксированы в Маастрихтских договоренностях, которые лежат в основе экономического и валютного Европейского союза.

Достижение и поддержание этих параметров обеспечивается следующими ФЭС:

  • системой, регулирующей уровень инфляции;
  • системой формирования конкурентной среды и защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
  • системой, обеспечивающей сбалансированность государственного бюджета;
  • системой формирования и использования золотовалютных резервов;
  • системой, обеспечивающей приток и движение капитала;
  • системой социальной защиты населения
  • системой, регулируемой параметры внутреннего и внешнего долга;
  • системой защиты окружающей среды.

На микроэкономическом уровне равновесие должно достигаться за счет саморегулирующихся организаций бизнеса.

ФЭС представляют собой циклические, открытые, саморегулирующиеся структуры, которые избирательно объединяют различные институциональные элементы организации для результативной деятельности национальной экономики.

В их состав входят органы законодательной и исполнительной власти, государственные организации, ассоциации товаропроизводителей, аналитические и информационные центры, негосударственные общественные организации, частные коммерческие структуры и др.

Так, например, основным элементом функциональной системы по регулированию уровня инфляции в США является Федеральная резервная система, в которой государственные и негосударственные элементы сформировали единый механизм саморегуляции. Федеральная резервная система имеет статус независимого государственного агентства и включает в себя 12 федеральных резервных банков и около 6 тысяч коммерческих банковчленов, на долю которых приходится свыше 75% общего объема банковских депозитов в стране.

В современном рыночном хозяйстве государство превращается фактически в «мозговой» центр, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического развития. Государство создаёт благоприятные условия для развития основ рыночной экономики — свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Оно активно влияет на институциональную среду путем целенаправленного формирования и совершенствования механизмов саморегуляции.

История развития национальных экономик свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений. Эта зависимость, как правило, носит прямо пропорциональный характер, т.е. чем сильнее развиты рыночные отношения, тем сильнее государственное влияние на развитие и формирование рыночных механизмов и регуляторов. При сохранении основных принципов государственного регулирования формы и методы воздействия государства на экономические процессы модифицируются. Государственное регулирование прошло длительную эволюцию — от жесткого дирижизма к либеральному монетаризму, формированию механизмов саморегуляции.

В основе ФЭС лежит эволюция институтов, которые первоначально возникают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей. В процессе удовлетворения этих потребностей возникают определенные модели поведения, приобретающие устойчивый, взаимосвязанный характер и по принципу обратной связи влияющие на стереотипы мышления.

Наиболее прочные и социально целесообразные институты фиксируются в традициях, неформальных нормах поведения, а затем и в законодательстве. На этой основе, в свою очередь, возникают общественные организации.

В каждой национальной экономике складывается адекватная система институтов. Институты направляют, облегчают и поощряют человеческую деятельность, придают ей общественно приемлемую форму, делают поведение индивида понятным и предсказуемым для других. Хотя институты могут устареть, приобретая «архаичный» и «церемониальный» характер, в целом они создают социокультурную ткань, без которой деятельность человека и функционирование общества невозможны.

Появление ФЭС стало технически возможным в связи с бурным развитием средств связи и телекоммуникаций, электронновычислительной техники, системы Интернет, глобальных информационных систем и др. Качественные изменения в глобальном информационном пространстве позволили оперативно получать информацию о положении дел на внутреннем и внешнем рынках, оперативно анализировать ее и готовить варианты принятия тех или иных решений. Деятельность различных ФЭС, как правило, базируется на собственныхлокальных базах данных, объединенных в единую информационную сеть.

Функционирование ФЭС включает такие элементы, как афферентный синтез; принятие решения; предвидение конечного результата (акцептор результата действия); многокомпонентное действие. Важной характерной особенностью ФЭС является постоянная оценка конечного результата деятельности системы с помощью обратной связи (афферентации) путем сравнения его с заранее заданными социально-экономическими параметрами.

Многие ФЭС находятся в иерархическом взаимодействии, т.е. результат деятельности одной функциональной системы входит в качестве компонента в результат деятельности другой системы. Например, функциональная система, регулирующая уровень инфляции, находится в иерархическом взаимодействии с системой, обеспечивающей формирование и использования золотовалютных резервов. ФЭС, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета, находится в иерархическом взаимодействии с ФЭС, регулирующей параметры внутреннего и внешнего долга.

В результате появления и развития сети ФЭС современное рыночное хозяйство превращается в открытую саморазвивающуюся систему, приобретающую способность к саморегуляции. Наличие в рыночной экономике ФЭС обеспечивает ее устойчивость и динамизм развития. Поэтому появление и развитие в рыночной экономике ФЭС свидетельствует о качественном изменении институтов, что может поднять процесс регулирования экономики на принципиально иной уровень, обеспечить оптимизацию экономических структур.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)