Функции малого предпринимательства

К основным функциям малого предпринимательства относятся:
  • инновационность,
  • противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды,
  • противодействие безработице и создание новых рабочих мест,
  • повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса,
  • повышение профессиональной активности,
  • взращивание предпринимательских навыков, духа, традиций как очень существенного института гражданского общества,
  • формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации.

Способность к созданию и распространению инноваций является важнейшей функцией современного малого предпринимательства.

Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом развитии ведущих стран мира.

В последние два-три десятилетия малые предприятия прочно заняли место лидера прорывных научно-технических разработок.

В приложении к таким инновационным предприятиям возник новый термин — венчурный (рисковый) бизнес. Смысл его заключается в организации в форме малого предприятия группы исследователей, инженеров, ученых для разработки той или иной научной идеи, проекта. Широко известны ныне крупнейшие и преуспевающие фирмы, в частности «Майкрософт» и «Ксерокс», выросшие из венчурных малых предприятий.

Часто венчурные малые предприятия создаются при финансовом участии крупных фирм, концернов. Руководство таких крупных предприятий правомерно считает, что это гораздо выгоднее, чем годами держать внутри своих структур малопродуктивные исследовательские коллективы. Финансирование (нередко безвозмездное) венчурных малых предприятий осуществляется также государством за счет бюджетных средств.

Венчурная форма ведения прикладных научно-проектных разработок через малые предприятия на практике доказала свою высокую эффективность для национального хозяйства.

Инновационная компонента присутствует во многих направлениях деятельности малого бизнеса. Смысл безрисковой, «средней» инновационности заключается в активном внедрении, адаптации различных новых технологий и материалов, оправдавших себя наработок. Субъекты малого предпринимательства оказываются своего рода «губкой», впитывающей и распространяющей на локальных рынках производственные и бизнес-идеи, уже успешно реализованные в других странах, регионах. Сверхприбыль от такой деятельности возникает для тех, кто .нашел необходимую информацию и занялся распространением инноваций первыми. В такой инновационной деятельности малые предприятия за счет своей гибкости обычно опережают крупные предприятия. Очевидна большая польза для национальных хозяйств от всей инновационной деятельности малого бизнеса.

Крайне важно для национальной экономики то, что малые предприятия стимулируют конкуренцию в сферах деятельности крупного бизнеса, противодействуют монополизму. Инновационность и гибкость малых предприятий, высокий уровень конкуренции в самой сфере малого бизнеса позитивно воздействует на все сферы хозяйственной жизни.

В малом бизнесе (за некоторыми исключениями, связанными с излишними административными государственными барьерами) практически отсутствуют препятствия для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капиталов, движения рабочей силы. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию. При этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компаний и отнятия у них части прибыли. Многие новые ниши на рынке, образующиеся в результате инновационных подвижек, или временно (по конъюнктурным причинам) опустевшие рыночные сегменты оказываются сферой опережающего приложения сил именно субъектов малого бизнеса.

Тем самым малые предприятия вносят свой позитивный вклад в обеспечение нормальной конкурентной среды в национальной экономике, «подстегивают» крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса.

Малое предпринимательство имеет специфическое преимущество перед крупными предприятиями также с точки зрения инвестиционного процесса.

В малом бизнесе этот процесс является менее капиталоемким, чем в крупном, так как на малом предприятии работникам нередко приходится выполнять сразу несколько различных функций, совмещать несколько профессий одновременно. Кроме того, предприятия малого бизнеса не содержат и в принципе не могут позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, помещения, излишнюю рабочую силу. Вследствие этого стоимость рабочего места на малом предприятии оказывается на порядок ниже аналогичного рабочего места на крупном предприятии.

Субъекты малого предпринимательства активно используют свое положение аутсайдера для организации рентабельной работы в тех сферах, которые не представляют финансового интереса для крупного бизнеса, но являются нужными обществу. Восстановление и эксплуатация заброшенных нефтяных скважин, ведение всевозможных ремонтных работ, доставка товаров и ведение торговли в удаленных местах — все это сферы деятельности малого бизнеса.

Малый бизнес по своей природе привязан к локальным рынкам. Ведение хозяйственной деятельности для него всегда сопряжено с выстраиванием цепочек личных контактов, личных знакомств с поставщиками сырья, комплектующих, а главное — с потребителями продукции. Личные контакты позволяют субъектам малого бизнеса очень чутко ощущать спрос и быстро реагировать на его изменения. Крупные предприятия при всем арсенале средств, имеющихся в их распоряжении, такой возможности не имеют.

Малое предпринимательство играет роль социального демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширяет средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства.

Кроме того, малые предприятия выполняют еще и функции социально-психологической помощи населению.

Исследования показывают, что постоянные клиенты ходят в небольшие магазинчики, в мастерские не только для покупок или получения необходимых услуг, но и для живого общения с хозяином и работниками как со старыми знакомыми. Необходимость в такой психологической помощи возрастает во всех странах, причем особенно — в высоко урбанизированных центрах развитых стран.

В этом смысле сфера малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении здоровья наци

Привязка к локальным рынкам обусловливает активную деятельность малого бизнеса по защите окружающей среды. Будучи жителями того же места, округа, где ведется их хозяйственная деятельность, многие субъекты малого бизнеса быстро осознают, выявляют источники экологических угроз и сами прилагают усилия для их устранения. Через экологические организации они борются за выделение бюджетных и прочих средств для охраны окружающей среды и, нередко, сами оперативно и результативно реализуют полученные средства. Причем с прибылью для себя как предпринимателей и, одновременно, для защиты себя и всех других жителей локальной территории от неблагоприятных изменений в экологи

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)