Формирование произносительных навыков и развитие голоса

Становление голосообразования и звукопроизношения протекает в условиях созревания инструментальных и регуляторных компонентов речи. Гортань новорожденного широкая, короткая и расположена на три позвонка выше, чем у взрослого человека. Вход в гортань широкий.

Рожковидные хрящи, щито-подъязычные связки не сформированы. Надгортанник новорожденного находится на уровне небной занавески, а нижний край гортани – на уровне IV-ого шейного позвонка и постепенно опускается до VI-ого позвонка к 7–8 годам. После семи лет формируется вокальная мышца и ее развитие продолжается до 19–20 лет.

Первые звуки новорожденного ребенка – это выдох с фонацией, крик, представляющий собой безусловно-рефлекторную реакцию на внешние и внутренние раздражители. Порождение крика происходит за счет дыхательного аппарата, диафрагмы.

Крик-плач уже в первые недели жизни служит довербальным средством общения ребенка: тональные характеристики плача позволяют матери догадываться о возможных его причинах. Со второго месяца жизни появляются вокализации типа гуления. В 5–6 месяцев, на стадии лепета, ребенок начинает произносить серии сочетаний шумных согласных и гласных, часть которых не имеет эквивалентов в фонетической системе родного языка.

В лепетных цепочках изменяется гласный компонент, позднее – шумный. С 8–9 месяцев появляется подражательный лепет. Уже в первые месяцы жизни обнаруживается повышенное внимание младенца к движениям губ говорящего взрослого и попытки подражать им.

Имитация некоторых жестов и слогов является ведущей стратегией овладения различными видами деятельности, в том числе – речью (Выготский, 1984; Исенина, 1986; Цейтлин, 2000). Однако нет единой точки зрения о взаимосвязи лепетных и речевых звуков. Некоторые ученые полагают, что моторные паттерны позднего лепета непосредственно используются в ранних речевых вокализациях.

Согласно иной точке зрения (англ. discontinuity theory) лепетные артикуляции представляют собой качественно иные движения, не связанные с языком, и поэтому перед появлением первых слов лепет исчезает.

Современные данные свидетельствуют, что определенная связь лепета и ранних речевых вокализаций есть. Некоторые моторные и фонетические предпочтения, наблюдавшиеся у ребенка в лепете, прослеживаются у него и в ранних речевых вокализациях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)