Формирование профессиональной социализации у будущих рабочих кадров

Переход России на инновационный путь развития и связанные с ним социально-экономические преобразования (внедрение новейших технологий, глобальная цифровизация, отмирание старых и появление более сложных профессий и др.) обуславливает рост требований к выпускникам колледжей и техникумов со стороны бизнес сообществ.

Конкурентоспособность будущих рабочих кадров на рынке труда зависит уже не только от уровня теоретических знаний и практического опыта, но и от сформированности компетенций, необходимых для успешного профессионального становления и дальнейшей карьеры. Выпускник сегодня должен свободно чувствовать себя в быстро меняющихся экономических условиях, быть коммуникабельным, мобильным, воспринимать и осваивать инновационные достижения, стремиться жить в соответствии с духовными ценностями и традициями.

Новые требования к выпускникам колледжей и техникумов побуждают учреждения среднего профессионального образования к выходу за рамки традиционных академических подходов и построению образовательного процесса на основе создания системы профессиональной социализации молодых граждан.

Формирование профессиональной социализации будущих рабочих – это целостный и непрерывный педагогический процесс, построенный на пересечении определяющих тенденций, таких как непрерывность образования, профессиональное самоопределение, возможность построения индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих гармонизацию процесса образования и деятельности обучающихся, способствующих раскрытию его индивидуальности и профессиональному становлению.

Основой успешного формирования профессиональной социализации у выпускников колледжа – будущих рабочих кадров становится образовательное пространство «школа – колледж – предприятие». Центральное место в данном пространстве занимает профессиональная образовательная организация (колледж), поскольку в ней происходит пересечение всех векторов непрерывности образования: школы, образовательных организаций высшего и дополнительного образования, предприятий.

Образовательными эффектами создания образовательного пространства как основы профессиональной социализации будущих рабочих являются:

  • консолидация материально-технических и кадровых ресурсов на базе ведущей профессиональной образовательной организации с возможностью их использования другими организациями в рамках сетевого взаимодействия. Созданные лаборатории и мастерские, оснащенные новым оборудованием и инструментом, максимально приближенные к условиям реального производства, позволяют, с одной стороны, снизить расходы на финансирование каждой организации участницы сети в отдельности, с другой стороны, не требуют от работодателей привлечения дополни- тельных ресурсов по переучиванию молодых кадров;
  • создание единой информационной образовательной площадки, позволяющей осуществлять трансляцию лучших практик между участниками сети, формировать банк электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента;
  • выработка практического механизма независимой оценки квалификаций обучающихся. Формирование единого образовательного пространства, связанного с реальным сектором экономики, обеспечивает: возможность подготовки рабочих кадров под конкретные технологические процессы предприятия, тем самым уменьшается период адаптации молодого рабочего, снижаются затраты на дополнительное обучение и повышается его производительность труда;
  • повышение качества предоставления образовательных услуг за счет модернизации материально-технической базы, привлечения к учебно- производственному процессу высококвалифицированных специалистов работников предприятия;
  • повышение престижа рабочих профессий.

Основными этапами профессиональной социализации будущих рабочих являются: профессиональная социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников; профессиональная адаптация студентов к профессиональной деятельности; профессиональная идентификация; формирование у обучающихся профессиональных и ключевых компетенций, необходимых для профессионального становления.

Интересно
Ключевыми функциями этапа профессиональной ориентации и само- определения старшеклассников стало развитие мотивационно- стимулирующей деятельности, побуждающей к саморазвитию личности; умение планировать свою деятельность; формирование положительного эмоционального отношения индивида к профессиональной социализации.

На данном этапе наибольшее распространение получили такие мероприятия, как: создание сети консультационной навигации; профильное обучение школьников; проведение массовых профориентационных мероприятий, специализированных конкурсов, в том числе конкурсов профессионального мастерства; информирование обучающихся и их родителей о состоянии и перспективах рынка труда и о возможностях профессиональных образовательных организаций; тренинговые мероприятия, направленные на оценку эмоциональной включенности обучающегося в процесс профессиональной социализации.

Эффективным направлением реализации профессиональной социализации школьников 6–8 классов является организация уроков технологии на базах учебных мастерских колледжей с привлечением в качестве преподавателей мастеров производственного обучения, экспертов из числа квалифицированных работников предприятия- участников сети.

Проведение уроков «Технологии» на площадках профессиональных образовательных организаций позволяет школьникам не только познакомиться с миром профессий, но и получить первичные профессиональные навыки. Такое взаимодействие школы и колледжа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общего образования к профессиональному, и в дальнейшем, к трудовой деятельности, уменьшая адаптационный период.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)