Ценные ориентации младших школьников

С поступления ребёнка в школу, устанавливается новая социальная ситуация его развития. Центром развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится центральной.

В процессе обучения нужно понимать, что у младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, дети обращают свое внимание на что-то яркое. Именно поэтому при обучении детей младшего школьного возраста необходимо учитывать их психологические особенности.

Для более продуктивного обучения необходимо учитывать особенность памяти детей, ведь дети начальных классов довольно легко за- помнят небольшой по объему языковой материал и довольно легко его воспроизведут.

Учитель должен очень хорошо знать особенности памяти ребенка, чтобы лучше построить план урока. В дальнейшем развитии получается интеллектуальная рефлексия. Ребенок еще недостаточно осознает свои мыслительные операции, и так же мало способен к внутреннему наблюдению, но уже способен оправдывать свое мнение перед другими людьми.

Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией, способностью рассматривать и осмысливать свои действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. У учащихся в данный период проявляется личностная рефлексия. Адаптация к школе требует больших усилий от ребенка.

Интересно
В данный период времени у него подвергается изменениям режим дня, он начинает вставать намного раньше. Ритм школьной жизни содействует развитию умений и навыков, которые понадобятся ему на всем пути его жизнедеятельности . Младший школьник в данный период времени становится менее подвижным, ведь основные нагрузки связаны теперь с его умственной деятельностью, но по-прежнему остается потребность в игровой деятельности.

В дошкольном возрасте сам процесс игры привлекает детей, а в школьном уже сам результат. Поэтому стоит обращать на это внимание, как родителям, так и учителям. Не маловажным аспектом развития ребенка являются его ценностные ориентации.

Проблема развития ценностных ориентаций имеет очень богатую и обширную историю науки. Данную проблему изучали такие социологи, как М. Максимович, Н.К. Михайловский, У. Томасом, Ф. Знаменским, М. Вебером и т. д. Но не смотря на богатый литературный материал по данной проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект как развитие ценностных ориентаций у детей.

Ценностные ориентации – важнейшие компоненты внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом у каждого индивида.

В социологии ценностные ориентации исследуются как регуляторы социального поведения людей. Они образуются при столкновении необходимости привлечения в единую социальную систему и присутствие общих социальных положений жизнедеятельности человека: политических, экономических, культурных характерных особенностей жизнедеятельности социального субъекта.

Проявляются ценностные ориентации в целостности поведения в различных областях деятельности человека. Наблюдаются они в идеалах, целях, интересах и прочих проявлениях социального субъекта.

Ценностные ориентации тесно связаны с нормами поведения, создавая тем самым, ценностно-нормативную структуру. Это совокупность и взаимовлияние ценностных ориентаций и норм, относившиеся ко всем про- явлениям общественной жизни, характерных для культуры данного общества.

Перечислим некоторые главные факторы, воздействующие на систему ценностных ориентаций:

  • культурный опыт,
  • моральные принципы,
  • личный опыт,
  • внутрисемейная атмосфера.

Семейные ценности всегда были и остаются базовыми составляющими человеческого бытия и залогом благополучного развития общества. В настоящее время ценность семьи определяется реализацией главных функций семьи – репродуктивной, воспитательной, ценностно-формирующей.

Кроме того, функция формирования активного общественного сознания, определяет семью как приоритетную ценность общества. Семья сама по себе является главнейшим общечеловеческим достоинством, формирующий, сохраняющий и передающий из поколения в поколение систему индивидуальных и семейных ценностей. В зависимости от того, какой метод воспитания используют родители, какие нормы морали, и правила поведения ценятся в семье, под таким влиянием будут формироваться ценности у ребенка.

Семейных ценностей большое количество, выделим основные из них:

  •  любовь,
  • главенство,
  • уважение,
  • прощение,
  • традиции.

Опираясь на изложенные выше материалы предшествующих исследования, мы решили проверить какие ценности и ценностные ориентации существуют в среду младших школьников. С этой целью мы провели разведывательное исследование по данной теме среди младших школьников Воронежской области, используя метод анкетирования. В нашем исследовании приняли участие 105 человек.

Среди которых обучающиеся 1–4 классов. Вначале мы определили, какие качества ценятся детьми в младшем школьном возрасте. Наиболее часто встречающийся выбор – это доброта -26%, ум – 20%, 14–15% воспитанность и юмор (соответственно).

Нас заинтересовала проблема главной цели в жизни младшего школьника, респонденты распределились следующим образом: «Ваша главная цель в жизни?» респонденты разделились следующим образом: главными целями в жизни являются «большая семья» (40%), затем «хорошая работа» (30%) и «много зарабатывать» (12%). Всё это со значительным отрывом от «популярности» (10%) и «славы» (8%)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)