Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Коммуникативная компетентность рассматривается как базовая характеристика детских личностных характеристик, как важнейшая предпосылка организации благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в развитии специфической детской деятельности, коллективных игр, детского искусства и многое другое.

Развитие коммуникативной компетентности у участвующих к обмену компетенциями неразрывно связано с современными выразительными тенденциями обновления образования. Формирование коммуникативной эмоциональной компетентности детей младшего школьного возраста, отражено в образовательной диалогизации программы ФГОС по ключевому образовательному направлению «социально-коммуникативное развитие».

Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, счи- тают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах Г.М. Андреевой, А.А. Тома, Г.М. Бушуевой, Т.Г. Григорьевой, М.И. Лисиной, А.В. Мудрик и др.

Дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие коммуникативной компетентности отличаются, имеют свои особенности. Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено. У не слышащих детей проявляются большие затруднения в понимании метафор, переносного значения слов, символических выражений это свидетельствуют о недостаточном уровне развития воображения.

Например, многие глухие учащиеся не могут отвлечься от конкретного, буквального значения пословицы. Большинство глухих учащихся не могут пере- дать своими словами содержание прочитанного ими текста (басни, рас- сказа), не могут творчески переработать текст. Основная задача школы для детей с нарушением слуха – подготовка учащихся к активной самостоятельной жизни.

Интересно
Решение данной задачи невозможно без навыка свободного речевого общения, умения связно, по- следовательно и логично излагать свои мысли. Однако, несмотря на большое количество разнообразных исследований, в современных условиях отсутствует комплексная система коррекционной работы со слабослышащими детьми.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха наблюдаются барьеры в общении со взрослым и сверстниками, коммуникативные навыки у таких детей сформированы недостаточно. Это обусловлено не только основным дефектом в развитии ребенка, но и недостаточной коммуникации его со взрослыми и активным сотрудничеством. Кроме того, следует отметить недостаточную сформированность коммуникативной потребности у таких детей, которую необходимо формировать в процессе интересной деятельности младших школьников со взрослыми и сверстниками.

На формирующем этапе мы составили и апробировали коррекционную программу, где применяли различные виды и формы заданий, способствующие формированию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением слуха. Целью программы является диагностика, развитие и коррекция коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Данная программа содержала в себе практические методы для проведения логопедических занятий по коррекции коммуникативных
навыков (подгрупповых или индивидуальных).

При организации коррекционно-развивающей работы со слабослышащими детьми использовался комплекс наглядных методов и приемов обучения, поскольку в работе со слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными. Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т. д.), демонстрацию приборов, опытов, кинофильмов, компьютерных презентаций и т. д., обеспечивающих поли сенсорную основу восприятия информации.

Например, игра «Четыре стихии», где в качестве наглядности были использованы картинки с изображением каждой стихии (огонь, воздух, вода, земля). При демонстрации картинки дети должны были выполнять определённое действие, которое сопровождалось его названием. Эта игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного, и зрительного анализаторов.

Для проверки эффективности проведенной нами работы, мы провели повторную диагностику на контрольном этапе эксперимента с использованием тех же самых методик, что и на констатирующем. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в развитии коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха.

Например, высокий уровень развития коммуникативных навыков повысился на 15%;средний уровень вырос на 20%. С низким уровнем осталось 10% испытуемых, их результаты не претерпели особых изменений.

Как правило, эти дети часто пропускали занятия по болезни, и редко посещали образовательное учреждение. Таким образом, можно констатировать, что использованная нами коррекционно-развивающая программа является эффективным средством в формировании коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением слуха, так как сравнительные результаты показали существенные изменения в развитии коммуникативных навыков таких детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)