Формирование компетенций как цель профессионального образования экономиста

Цели высшего образования являются определяющим фактором в деятельности преподавателя и учащихся и основанием для отбора содержания, методов и технологий обучения и воспитания, оценки результатов образовательного процесса. Цели образования должны дать ответ на вопросы: Для чего учить и готовить обучающегося? Какие задачи он должен уметь решать? Какими знаниями он должен владеть и на каком уровне? Какими должны быть его личностные качества? ,

Формулировка целей и задач образования должна позволить спроектировать научно обоснованную педагогическую систему, разработать критерии оценки результатов учебно-воспитательного процесса.

Современная теория обучения в качестве результата учебно-воспитательного процесса рассматривает набор компетенций.

Компетенция выражает то, что студент должен знать, понимать, уметь и какими навыками владеть для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Развитие компетентностного подхода в образовании происходило поэтапно. Впервые, понятие «компетенция» было употреблено в 1965 г. Н. Хомским. Ученый ввел в научный аппарат категорию «компетенция», разграничил понятия компетенция и компетентность. Компетентность им предлагается рассматривать как основывающийся на знаниях личностно обусловленный опыт социально профессиональной жизнедеятельности человека.

Интересно
Исследованием компетентности и компетентностного подхода в образовании занимались такие ученые как И. А. Зимняя, Дж. Равен, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Г. С. Трофимова, Н. Хомский, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, В. А. Якунин и др.

Обзор исследований по проблеме показывает, что каждый исследователь дает свое определение понятий «компетентность» и «компетенция». Обобщая представления ученых по проблеме компетентность можно определить как особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в определенном виде деятельности. Следовательно, компетенции понимаются как модели поведения, которые невозможно сформировать без знаний.

Компетентность – это то, чего достиг конкретный специалист, она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные местом задачи.

Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенции необходимы специалисту для становления его компетентности.

Если говорить о соотношении понятий компетентность и компетенция то, компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

На сегодняшний день понятие «компетентность» одно из наиболее употребляемых и популярных в науке. Теоретический анализ психологических исследований по проблеме позволяет рассматривать компетентность как интегральное свойство личности.

Компетентность – характеристика субъекта труда, которая обозначает его умение и готовность справляться с профессиональными задачами (Е. Л. Григоренко, Д. Смит, Э. Эриксон, Дж. Равен, О. Г. Носкова). В концепции А. К. Марковой речь идет о видах компетентности профессионала: профессиональной, социальной, личностной, индивидуальной.

Профессиональная компетентность рассматривается А. К. Марковой как «сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции».

Высокая профессиональная компетентность определяется не просто знаниями, умениями и индивидуальным опытом. Одним из ведущих признаков компетентного специалиста является наличие личностных и ценностных установок, направленных на непрерывное совершенствование и самообразование, речь идет о необходимости постоянного совершенствования в выбранной специализации и личностном профессиональном развитии.

Вышеуказанные различия феноменов компетенция и компетентность объясняют тот факт, что в ситуации обучения в вузе, где в качестве заданного результата выступают сформулированные в ФГОС ВО компетенции и студенты, обучающиеся по определенной образовательной программе, помещены в идентичные условия на выходе показывают различный уровень и качество профессиональной компетентности.

Последние российские стандарты ВО включают в себя следующие виды компетенций:

  • общекультурные,
  • общепрофессиональные,
  • профессиональные компетенции.

Формирование компетентности будущего специалиста – это всегда процесс взаимодействия внешних факторов обучения в виде особенностей образовательной среды вуза и личностных особенностей субъекта обучения.

Общекультурные компетенции (ОК). Общекультурные компетенции, являясь универсальными по сути включают в себя:

  • познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
  • духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;
  • культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
  • роль науки и религии в жизни человека;
  • компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Сюда же относится опыт освоения студентом картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Профессиональные компетенции (ПК) включает систему знаний, умений и навыков, позволяющих специалисту квалифицированно разбираться в вопросах сферы профессиональной деятельности, а также качества личности, дающие ему возможность успешно решать определенный класс профессиональных задач.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) является частью профессиональной компетентности специалиста. Общепрофессиональная компетентность подлежит становлению при изучении студентами общепрофессиональных дисциплин.

Таким образом, компетентность студента как будущего специалиста в той или иной области формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта).

Важнейшим компонентом профессиональной компетентности экономиста является экономическое мышление – основание для формирования профессиональных умений и навыков экономиста.

Экономическое мышление как способность человека отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов и реальностью связано с мотивацией личности и наряду с другими личностными характеристиками является основанием для реализации собственной экономической деятельности.

Данный аспект отражен в формулировке цели по направлению подготовки «Экономика» (уровень бакалавриата) образовательной программы высшего образования и перечне компетенций образовательного стандарта для направления «Экономика» последнего поколения.

Целью образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Экономика» (уровень бакалавриата) по профилю «Экономика предприятий и организаций» является подготовка обучающихся в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических наук, получение высшего профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать общекультурными, профессиональными и профессиональными профильными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда:

  • способностью самостоятельно вести анализ финансово-хозяйственной, инновационной деятельности хозяйствующего субъекта;
  • осуществлять анализ, координацию и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов;
  • отслеживать динамику и в соответствии с этим определять стратегии экономической деятельности организаций в условиях конкуренции, разрабатывать предложения по их развитию.

При разработке программы бакалавриата все общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности и профиля подготовки, на которые ориентирована программа, включены в набор требуемых результатов освоения программы.

Этапы формирования компетенций и достижение планируемых результатов освоения образовательной программы (знания, умения, навыки) обеспечивают планируемые результаты обучения по отдельным дисциплинам и практикам.

Этапы формирования компетенций  отражены непосредственно в рабочих программах дисциплин, программах практик, программе государственной итоговой аттестации.

Совокупность планируемых результатов обучения по дисциплинам и (или) практикам составляет результат освоения соответствующих ОК, ОПК и ПК в целом по образовательной программе. Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине и практике – знания, умения, навыки, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы представлены непосредственно в рабочих программах дисциплин и программах практик.

Профессиональные компетенции, формируемые при освоении образовательной программы «Экономика предприятий и организаций», соответствуют трудовым функциям и квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах «Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства», «Специалист по управлению персоналом», «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)»,«Специалист в сфере закупок», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)