Практические и лабораторные занятия в вузе

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цель практических занятий. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи.

Основная задача преподавателя на каждом практическом занятии, наряду с обучением своей дисциплине научить студентов думать, решать, как типовые так и нестандартные задачи.

Методика практического занятия может быть различной, она зависит от индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель.

Доцент, профессор должен сам вести практическое занятие, хотя бы в одной группе, посещать занятия ассистентов для координации теоретической и практической частей курса.

Структура практического занятия в основном одинакова:

  • Вступление преподавателя;
  • Ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
  • Практическая часть как плановая;
  • Заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической темы. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает в себя:

  • определение целей и задач практического занятия;
  • подготовку содержания практического занятия, формулировку проблемы, задач для практического решения;
  • определить круг вопросов для входного контроля (возможно в виде тестов) по тематике прослушанных лекций и самостоятельной работы;
  • подбор задач для упражнения с их предварительным решением самим преподавателем;
  • подбор иллюстративного материала (плакатов, схем, таблиц), необходимых для решения задач;
  • распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;
  • подготовку выводов из решенных задач, разработку итогового выступления;
  • определение задания для самостоятельной работы.

Следует организовывать практическое занятие так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

Вначале студентам рекомендуется давать простые задачи, которые рассчитаны на репродуктивную деятельность (действие по заданному алгоритму). Затем содержание задач должно усложниться, предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действия. Но и дать анализ его целесообразности, или найти другой способ решения задачи.

Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть, проявить свои способности, свой потенциал.

Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

При проведении практического занятия следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариативно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Интересно
Практические занятия по экономическим дисциплинам независимо от их конкретных особенностей помогают студентам усваивать знания не абстрактно, а в контексте профессии, в значительной степени обеспечивают отработку навыков и умений принятия практических решений в реальных условиях профессиональной деятельности, имеющие в своей основе теоретический характер.

Хотя на практических занятиях отрабатывают темы, по которым были прочитаны лекции, целесообразно, чтобы на этих занятиях небольшая теоретическая часть предшествовала практической. Это направляет студентов на научный подходов ход к выполнению практических работ, повышает их качество. На практических занятиях по экономике организации и экономике отрасли необходимо целесообразно применять тестовый опрос.

Достоинством этого приема является возможность одновременно проверить знания большой группы студентов, задействовать в ходе занятия всех присутствующих.

Решение задач и анализ практических ситуаций – очень эффективная форма усвоения законов функционирования хозяйствующих субъектов, погружения в содержание профессии экономиста и вызывает живой интерес у студентов. Они знакомятся с ситуацией, совокупностью взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих ее, предлагают свои решения, используя полученные знания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)