Оценка качества освоения ООП в профессиональном образовании экономиста и понятие фонда оценочных средств

В области педагогического контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция: контроль – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции.

При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка – способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения.

Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности. Преподаватель выясняет причину ошибок в ответе, подсказывает студенту, на что он должен обратить внимание при ответе. Отметка – численный аналог оценки. Абсолютизация отметки ведет к формализму и безответственности по отношению к результатам обучения.

При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций:

  • «Отлично» – ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована грамматически правильна.
  • «Хорошо» – ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух).
  • «Удовлетворительно» – за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.
  • «Неудовлетворительно» – за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.

Преимущество шкалы – простота, отсюда ее широкая распространенность.

Недостатки шкалы:

  • срабатывает субъективизм преподавателя, его реакция на текущую успеваемость, посещение, поведение студента, внешний вид, манеру держаться, стиль одежды и речи. Но ведь можно не ходить и выучить, не писать конспекты и отлично ответить, быть циничным нахалом и знать;
  • слабая дифференцирующая способность. Она (пятибалльная система, а вернее, четыре оценочные категории) позволяет только грубую классификацию на четыре группы.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля.

В соответствии с ФГОС ВО и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися ООП включает:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточную аттестацию;
  • итоговую государственную аттестацию обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО вуз создает фонды оценочных средств (ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут в себя включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, тесты, примерную тематику курсовых работ, проектов, а также другие формы контроля. Которые позволяют оценить степень сформированности компетенций обучающихся, как интегрированного результата обучения.

В число требований к организации контроля и оценки, соблюдение которых считается необходимым в контексте ориентированного на результат компетенентостного подхода входят следующие:

  • планирование адекватных методов контроля и оценивания инструментария уже на стадии формулирования результатов;
  • обеспечение четкого описания результатов обучения;
  • освоение новых методов преподавания, обучения (учения), оценивания;
  • осуществление проверки уровня сформированности компетенций с помощью инновационных оценочных средств;
  • формирование положительного отношения студентов к современным формам контроля;
  • подготовка преподавателей к применению новых методов контроля и оценивания.

Итоговая государственная аттестация выпускников-бакалавровобучающихся по направлению 38.03.01  Экономика профиль «Экономика предприятий и организаций» носит наименование «Выпускная квалификационная работа».

Целью работы является:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач;
  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов;
  • выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях экономики России в современных условиях.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.

При выполнении работы обучающийся должен продемонстрировать навыки использования научно-исследовательских и
научно-производственных технологий для решения прикладных задач, умение работать с информационными справочными системами. Объем выпускной квалификационной работы должен составлять ориентировочно 70-90 страниц машинописного текста.

Фонды оценочных средств для ГИА включают в себя:

  • перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;
  • описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;
  • типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки освоения основной профессиональной образовательной программы;
  • методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

Успешное прохождение государственной итоговой аттестации является основанием для выдачи обучающемуся документа о высшем образовании и о квалификации образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации. Выпускная квалификационная работа подвергается внешнему рецензированию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)