Функции управления качеством

Принципиально важным стало введение в образование современных систем обеспечения качества, подтвердивших свои достоинства в сфере экономики: ИСО–9000.

В теории управления повышение качества связывается с необходимостью установления надежной обратной связи, все большее распространение, как и в любой другой сфере, получает оценка деятельности по критериям модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM), базирующейся на восьми фундаментальных принципах TQM:

  • ориентированности на конечный результат;
  • сосредоточенности на интересах потребителя;
  • лидерстве и постоянстве целей;
  • управлении на основе информации о состоянии организации;
  • развитии персонала и вовлечении его в дела организации;
  • непрерывном обучения, инновациях и усовершенствованиях;
  • развитии партнерства;
  • социальной ответственности.

Функции управления качеством проявляются в организационно-проектировочной деятельности по созданию систем управления качеством различного типа, а ключевыми вопросами становятся достижение высокого качества товаров, услуг, технологий, образования, специалистов и др.; управление качеством; создание системы качества.

Интересно
В последнее время процесс организации систем управления качеством захватил не только материальное производство, но и сферу культуры, науки и образования, т.е. сферу функционирования совокупного общественного интеллекта, наметилась тенденция применения идеологии управления качеством к самому образовательному процессу.

В отечественной и зарубежной литературе по управлению выделяют три вида качеств: природные или материально-структурные, функциональные и системные (социальные). При этом системно-социальные качества и общественная логика их формирования оказались полностью приложимы к образованию.

Обеспечение качества образования в рамках теории управления качеством согласно принципам современного менеджмента достигается целенаправленным и постоянным воздействием на образовательные системы:

  • планирование качества – определение потребителей (учащиеся, студенты, преподаватели, родители, специалисты, предприятия, регион, общество и др.), выяснение потребности потребителей, разработка характеристик услуг, доведение планов до исполнителей;
  • установление связей качества – виды деятельности, средства обеспечения учебного процесса, коллектив преподавателей, набор учащихся; организация образовательного процесса в соответствии со стандартной схемой; показатели качества;
  • контроль качества – обеспечение измерения показателей качества, анализ показателей качества; корректировка процесса в соответствии с заданным стандартом, создание импульса для усовершенствования стандартного процесса;
  • улучшение качества – создание инфраструктуры непрерывного усовершенствования процесса обучения, выявление и устранение главных причин дефектов в образовательном процессе, создание исследовательских групп по совершенствованию образовательного процесса; обеспечение мотивации таких групп, установление контроля за достижением целей, обеспечение непрерывного обучения преподавательского состава;
  • сертификация продукции и услуг – признание заказчиком успеха конкретного образовательного учреждения, достижение высокого уровня конкурентоспособности.

Для реализации такого цикла необходима хорошо структурированная система контроля и оценки качества, являющаяся надежным и эффективным средством обратной связи. В России таковой является система менеджмента качества.

В каждом ФГОС независимо от уровня высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет) содержатся требования к оценке качества освоения ООП в части:

  • прав обучающихся по оценке реализации качества учебного процесса;
  • вида аттестаций в период обучения;
  • создание оценочных средств для проведения различного вида аттестаций и их экспертизе;
  • видов аттестационных испытаний, входящих в состав государственной (итоговой) аттестаций;
  • содержания, объема и структуры выпускной квалификационной работы.

Оценка качества освоения ООП в соответствии с ФГОС ВО должна включать текущую, промежуточную, и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)