Специфика организации модульного обучения

В ходе реализации технологии необходимо опираться на специфику организации модульного обучения. На уровне учебной дисциплины модуляция обучения представляет собой разбивку его содержания на относительно самостоятельные, независимые друг от друга составляющие − модули.

Учебный модуль − это единица содержания, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью на уровне учебного плана или учебной программы, определяющая логику организации
процесса его освоения.

Главное средство модульного обучения − модульная образовательная программа, состоящая из учебного плана и его модулей.

Она раскрывает следующее:

  • содержание в рамках учебного курса;
  • цели;
  • ожидаемые результаты (знание, навыки, компетенции);
  • технологическое «оснащение» и методическое обеспечение процесса его освоения;
  • организационные формы и виды деятельности, необходимые для организации процесса его освоения;
  • виды и формы контроля, специфику и критерии оценки результатов его освоения.

Каждый модуль имеет базовый и вариативный компоненты, разные уровни освоения, сопровождается комплектом методических материалов.

Подготовка модулей включает в себя четыре этапа:

  • анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности его представления в модульном варианте;
  • постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей;
  • разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности педагога и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям обучающихся;
  • экспериментальная проверка созданной модульной программы елью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания отдельных модулей.

Определение видов работы субъектов образовательного процесса по каждому модулю может варьироваться и определяться содержанием курса.

Примерные задания в рамках модуля:

  • Индивидуальная работа студента, оформляемая в виде аналитического текста, диктует ряд требований:
  • объем (7−9 с.);
  • тема для каждого студента (согласованная с преподавателем);
  • четко обозначенные сроки сдачи конкретной работы (за три-четыре дня до презентации).
  • Подготовка групповой работы (письменной). Следует дополнительно определить, какие виды работы (разделы) готовит каждый студент, т.е. определить степень участия каждого участника. Целесообразно задания распределять равномерно, что позволит легче провести оценку выполнения задачи каждым студентом.
  • Тестирование (письменное, компьютерное): определяется круг вопросов, которые предложены в виде тестов.
  • Презентация индивидуальной работы − предполагаются дискуссии, круглый стол или иные виды работ в зависимости от целей и содержания учебной дисциплины.

При оценке индивидуальной работы важным является соблюдение студентами всех указанных требований.

Во-первых, небольшой объем работы стимулирует студента не механически переносить текст найденного им источника, а провести анализ материала.

Во-вторых, деление темы индивидуальной работы для каждого студента и согласование ее с преподавателем понижают возможность использования уже готовых материалов (например, найденных в Интернете).

В-третьих, соблюдение сроков требует от студента постоянной работы на протяжении всего семестра (работы, не сданные в срок без уважительной причины, к оценке не принимаются, что автоматически снижает общую оценку работы за семестр).

Методическая часть включает совокупность заданий, в которую входят вопросы и задачи для усвоения темы, задания на отработку умений, темы исследований и учебных проектов, сценарии ситуаций для обсуждения, список рекомендуемой литературы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)