Методика проведения лекции

Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течения двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и  знаний учащихся.

Функции лекции:

  • преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами- первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин и т.п.
  • лекция-пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей к главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.

Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.

Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления.

Опыт участия в лекциях-пресс-конференциях позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество.

Узловыми критериями оценки качества лекции является содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка.

Активизация мышления происходит путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции.

Методика чтения лекции:

  • четкая структура лекции и логика изложения;
  • наличие-отсутствие плана, следование ему;
  • сообщение литературы к лекции; доступность и разъяснение новых терминов и понятий;
  • доказательность и аргументированность;
  • выделение главных мыслей и выводов;
  • использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения;
  • подведение итогов в конце изложения отдельного вопроса, всей лекции;
  • использование наглядных пособий, ТСО;
  • применение лектором опорных материалов: отдельные записи, чтение опорных материалов.

Методическая нагрузка лекции: дается ли задание проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Имеет ли место связь с предыдущим и последующим материалом, присутствуют ли внутрипредметные, межпредметные связи.

Руководство работой студентов:

  • требование конспектировать и контроль за выполнением;
  • обучение студентов методике записи и помощь в этом: соблюдение темпа, повтор, паузы, вычерчивание графиков;
  • просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях;
  • использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, ораторские приемы;
  • разрешение задавать вопросы.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

Прочие данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)