Семинарские занятия в вузе
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности.
В вузе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает такие частные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль; педагогическое общение.
Эффективность семинара зависит от подготовки преподавателей и студентов к проведению занятия. Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем учебной программы, расписания занятий, уточнение целей и задач семинара, время подготовки студентов к занятию. После этого преподаватель приступает к разработке плана семинарского занятия.
В плане отражаются: тема семинара, дидактические и воспитательные цели занятия, учебные вопросы, подлежащие обсуждению, тематика докладов и рефератов, организационно-методические указания по проведению занятия и рекомендуемая литература. Объем материала, выносимого на двухчасовой семинар равен 2–3 вопросам.
Практическая работа каждого студента по подготовке к семинару включает в себя четыре этапа.
Первый этап – постановка темы, цели и вопросов. Студент определяет свою роль и вид деятельности на семинаре (выступление с докладом, подготовка реферата). Предусмотреть, какие источники понадобятся по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какой дополнительный материал подготовить для обоснования.
Второй этап – сбор рекомендуемой литературы и ознакомление с ней.
Третий этап – глубокое изучение источников.
Четвертый – углубленная работа с конспектом (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты), составить план выступления.
Наиболее распространены семинарские занятия трех типов:
Просеминар – занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.
Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре – подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.
В высшей школе практикуется 3 вида семинаров:
- Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
- Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
- Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах 2–4 курсов и особенно на спецсеминарах 4–5 курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу.
Форма семинарских занятий:
- развернутая беседа по заранее известному плану;
- небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
В беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.
Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.
Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.
Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссий и распределяет роли.
Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.
На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:
- узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;
- вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.
Семинар как взаимодействие и общение участников. Какой тип организации деятельности студентов на семинарском занятии отвечает такому определению, задает способ общения как взаимодействия?
Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму).
Преподаватель взаимодействует с группой как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ общения.
Недостатки такой организации состоят в следующем:
- Дистанция между преподавателем и студентами ставит барьер общению, взаимодействию.
- Студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой.
Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом. Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.
Поиски адекватных форм привели к коллективной форме организации семинарского занятия по принципу «круглого стола». Эта форма отражает особенности современного профессионального общения на производстве.
На таком семинаре осуществляются сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений.
В условиях совместной работы студент занимает активную позицию.
На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться четко выражать свои мысли в докладе, и выступлении по вопросу.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.
Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т. д. в зависимости от того, какой материал обсуждается.
Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т. е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.
Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы
и т. д.
Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т. д.
- Виды и формы педагогического контроля в процессе подготовки будущего экономиста
- Оценка качества освоения ООП в профессиональном образовании экономиста и понятие фонда оценочных средств
- Функции управления качеством
- Понятие качества образования применительно к профессиональному образованию экономиста
- Самостоятельная работа студентов
- Практические и лабораторные занятия в вузе
- Критерии оценки семинарского занятия
- Методика проведения лекции
- Лекция-визуализация, лекция вдвоем и лекция пресс-конференция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу