Виды и формы педагогического контроля в процессе подготовки будущего экономиста

Выбор отдельных традиционных форм контроля или инновационных оценочных средств на практике осуществляется в соответствии со сложившимися традициями преподавания дисциплин, индивидуальными стилями преподавания и практической возможностью реализации тех или иных форм контроля.

Традиционные формы контроля осуществляются в трех основных формах:

  • устный опрос;
  • письменные работы;
  • технические средства контроля.

Устный опрос включает в себя следующие формы педагогического контроля: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен по дисциплине.

Письменные работы включают в себя тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, курсовые работы, отчеты по практикам, отчеты по НИРС.

Отчеты по практикам являются специфической формой письменных работ, позволяющие студентам обобщить имеющиеся знания, умения, навыки, приобретенные за время прохождения практики.

Правильно сформулированные требования к содержанию, оформлению и защите отчетов представляют собой образец системного подхода к оценке уровня сформированности компетенций студентов.

Каждая из форм имеет свои особенности. Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя больших затрат времени. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента.

Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста.

Умелое сочетание разных видов контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

Технические средства контроля могут содержать: программы компьютерного тестирования, учебные задачи, комплексные ситуационные задания. Информационные системы обучения включают тестовые задания для оценки знаний и умений. Основные достоинства которых: оперативность, производительность, доступность.

Существует ряд требований к тесту организационного характера:

  • тестирование осуществляется главным образом через программированный контроль.
  • никому не дается преимуществ, все отвечают на одни и те же вопросы в одних и тех же условиях; оценка результатов производится по заранее разработанной шкале;
  • применяются необходимые меры, предотвращающие искажение результатов (списывание, подсказку) и утечку информации о содержании тестов.

При проведении тестирования учитываются три критерия качества теста: надежность, валидность, объективность.

Надежность – определение степени погрешностей в педагогической оценке, в вычислении истинного значения оценки.

В последнее время получил распространение экспертный опрос, когда студента оценивают 2–3 и более преподавателей, и посредством коррелирования результатов появляется возможность надежности оценки.

Валидность теста – соответствие форм и методов контроля его цели.

Единицами тестирования служат тестовые задания – это одна единица контрольного материала, сформулированная в виде утверждения, предложения с неизвестным, удовлетворяющая ряду требований.

Тестовое задание – задание в тестовой форме, прошедшее электронную проверку и определенным образом оцененное.

Закрытая форма тестовых заданий.

Задание содержит основную часть и ответы, сформулированное составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа.

Требования к тесту закрытой формы:

  1. Стандартная инструкция.
  2. Равная правдоподобность заданий.
  3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).
  4. Предельная краткость (5–6 слов).
  5. Простая стилистическая конструкция.
  6. В задание включается больше слов, чем в ответ.
  7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.
  8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.
  9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).
  10. Необходимо проверять не одно знание, а несколько.
  11. Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).
  12. Правильный ответ должен быть только один.
  13. Не должно быть противоречий между основной частью и ответами.
  14. Исключить повторяющиеся слова в ответах.

Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Открытая форма тестовых заданий

Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните…».

Требования к тесту открытой формы:

  1. Дополняющее слово ставится в конце.
  2. Оно должно быть единственным.
  3. Все прочерки должны быть одинаковой длины.

Например: Первым греческим философом был . Соли высших жирных кислот называются . Скорость света в вакууме равна _ .

Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик – для выбора, левый – для ответа. В правом на 1–2 элемента больше. Инструкция – установить соответствие.

Например: – реплики; – высказывания; – авторы.

Задания на установление правильной последовательности (тесты хороши для технических специальностей, так как содержат знание алгоритма)

Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Оценка тестов может быть:

  • полигамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;
  • дихотомическая (сделал – 1, не сделал – 0).

При всех достоинствах контроля с применением технических средств данный вид контроля уступает письменному и устному виду контроля в объективности. Опыт преподавания показывает, что данный вид контроля должен сопровождаться устной беседой со студентом.

Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых, инновационных форм.

Инновационные оценочные средства обладают рядом преимуществ:

  • позволяют создать в процессе текущего контроля условия, адекватные современным технологиям обучения и обеспечивают развитие компетенций;
  • повышают роль самоконтроля, самокоррекции, самооценки в учебной деятельности;
  • дают возможность перейти к интегральным многомерным итоговым оценкам учебных достижений.

К инновационным оценочным средствам относят: портфолио, рубежные аттестационные тесты, кейс-задания, тесты практических умений, анкетные обследования, интервью.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения.

Портфолио рассматривается как аутентичная, индивидуализированная оценка и самооценивание. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, например, экзамен, зачет.

Портфолио в вузе – это целевая подборка работ студента, раскрывающая его достижения в одной или нескольких дисциплинах на протяжении некоторого периода времени с позиции творчества, самостоятельной поисковой деятельности, в профессиональной деятельности, выполнению учебных проектов.

Подборка работ студентов осуществляется на основе стандартизированных (на уровне вуза, факультета) подходов с участием самого студента.

Существует определенная типология портфолио:

  • Портфолио работ – содержит подборку работ студента за определенный период времени, включая его творческие, проектные, исследовательские, работы, показывающие произошедшие изменения в его индивидуальном развитии.
  • Портфолио документов – содержит любые работы. Подтверждающие в форме документов все виды учебной деятельности, начиная от участия в «мозговом штурме» до черновиков готовых работ.
  • Портфолио достижений – отражает достижения студента по отдельным периодам процесса обучения. Этот вид портфолио особенно полезен в документировании всего процесса обучения студента и формирования мнения о нем относительно динамики процесса учения.
  • Портфолио отзывов – включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, другими студентами, руководителями практики, представителями работодателя, письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов. Этот вид портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.
  • Итоговое портфолио – используется для получения суммарной оценки учебных достижений студента.

Формы представления результатов работы студентов могут быть самые разные в том числе, фотографии, видеозаписи.

Рейтинговый контроль знаний

Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание).

Рейтинговая система – пример использования оценочной порядковой шкалы в педагогической квалиметрии.

При этом под порядковой шкалой понимают один из видов шкал измерения, который допускает ранжирование объектов по степени выраженности у них того или иного качества, свойства.

Рейтинговая система оценки в вузе должна быть обеспечена методическими указаниями, математическим аппаратом для обеспечения обработки результатов педагогических измерений и реализуется на следующих уровнях:

  • рейтинг по дисциплинам;
  • рейтинг по циклу дисциплин;
  • семестровый рейтинг по всем дисциплинам;
  • интегральный рейтинг за весь период обучения;
  • общий рейтинг – по итогам учебной и внеучебной деятельности за весь период обучения.

Опыт использования рейтинговой системы оценки российскими вузами насчитывает уже около 20 лет.

Главные задачи рейтинговой системы контроля:

  • повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
  • повышение уровня организации образовательного процесса в вузе.

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов по некоторой дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, коллоквиумов, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий.

В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок студента по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения практикуемых в вузе видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но и дополнительной деятельности.

Оценка (баллы) за каждый отдельный модуль зависит от качества и сроков выполнения всех входящих в него заданий. Общая оценка работы студентов определяется суммой баллов за отдельные модули и виды занятий.

Рейтинговый контроль прекрасно сочетается с остальными компонентами обучения.

Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключаются в следующем:

  • осуществляются предварительный, текущий и итоговый контроль;
  • текущий контроль является средством обучения и обратной связи;
  • развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
  • рейтинговый контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей); развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности, контроль учебной деятельности не носит директивного характера и студенты охотно «зарабатывают» баллы за приобретенные знания и умения;
  • рейтинговый объективизирует и уточняет диагностику уровня сформированности системы знаний будущих специалистов, позволяя, таким образом, преподавателю осуществить адекватную коррекцию выявленных недостатков;
  • усиливает мотивационный потенциал курса за счет ясности и открытости диагностических показателей, возможности в любой момент исправить собственные недочеты в подготовке и, наконец, повышает посещаемость и уровень дисциплины на занятиях; студентам «выгодно» посещать занятия;
  • соответствует характеру оценки эффективности будущей профессиональной деятельности студентов, заблаговременно готовя их к поиску оптимальных форм контроля над ее реализацией.

При рейтинговой системе оценки каждый вид каждый вид учебной деятельности имеет свою «стоимость», или «цену» (весовой коэффициент).

Технология реализации рейтинговой системы контроля

Базовым документом, определяющим работу преподавателя и студентов в семестре, является рейтинг-план. Перед началом семестра наиболее опытные методисты и преподаватели кафедры совместно с преподавателем, ведущим дисциплину, разрабатывают рейтинг-план по дисциплине на учебный семестр. В нем определяется соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине, шкалы текущих оценок и календарный план контрольных мероприятий по дисциплине.

Форма контроля учебной деятельности студентов определяется преподавателем в зависимости от вида занятий, предусмотренных рабочим учебным планом:

  • лабораторные занятия – традиционная проверка отчетов, оценка выполненных заданий и др.;
  • практические (семинарские) занятия – оценка выступления, решения задач, выполнения контрольных работ (в том числе тестирование) и др.;
  • лекции – тестовая оценка знаний студентов (бланковое тестирование на лекционном занятии или компьютерное тестирование в установленное преподавателем время), коллоквиум, экспресс-опрос и др.

В начале семестра студент получает рейтинговый листок, в котором дана предварительная информация о модулях семестра и баллы, которые он потенциально может получить за каждый из них. В представленном листе выделены основные модули с указанием объема учебной нагрузки.

Выделены четыре основных критерия оценки: «посещаемость», «активность», «творческие работы», «контрольная аттестация», по которым баллы выставляются следующим образом:

  • критерий качества «посещаемость» оценивается в расчете того, сколько раз студент пропустил лекционное или практическое занятие этого модуля, здесь важны сведения посещаемости, заносимые в преподавательскую книжку.
  • критерий качества «активность» – самый показательный из всех. Здесь баллы ставятся из расчета количества и качества ответов студента у доски и работы на месте, а также результатов промежуточного контроля. Так как основная работа студентов проходит на практических занятиях, то данный критерий рассматривается в основном именно относительно них. Студент на каждом занятии может получить по 0,5 балла, либо за ответ у доски, либо за работу на месте.

В каждом модуле есть две промежуточных проверочных работы за первую и за вторую можно получить определенные баллы. Выполняя всю работу на 100 %, студент получает в рейтинговый лист итоговые максимальные баллы, установленные для каждого модуля. Текущая рейтинговая оценка идеального студента, всегда выполняющего требования учебного плана, в течение всего семестра равна 100%.

Критерий качества «творческие работы» может принести студенту баллы за дополнительную самостоятельную работу в виде доклада, реферата, решения задач, требующих углубленного изучения по данной теме,

Критерий качества «контрольная аттестация» выставляется по результатам итоговой проверочной работы по модулю. Это может быть письменная контрольная работа, РГР, типовой расчет, коллоквиум и т. д.

После выставления баллов по каждому модулю семестра преподаватель рассчитает по рейтинговому листу итоговый балл, набранный студентом за семестр. Форма такой многосторонней итоговой аттестации за тот или иной семестр может заменять экзамен следующим образом: если студент набирает от 60 до 75 баллов,
то он освобождается с оценкой «удовлетворительно», если количество баллов лежит в промежутке от 76 до 90, то ставиться оценка «хорошо», свыше 90 баллов — студент претендует на «отлично».

Итоговая рейтинговая оценка в конце семестра служит основанием для аттестации или не аттестации студента по данной дисциплине без проведения традиционной сессии.

Интересно
В обучении экономистов использование рейтинговой системы оценки актуально при проведении практических и семинарских занятий по таким дисциплинам как: «Экономика организации», «Управление затратами предприятия (организации)», «Экономическая оценка инвестиций», «Оценка инновационной деятельности предприятия», «Планирование на предприятии (организации)», «Оценка и управление стоимостью предприятия», «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Менеджмент». Оценивается подготовка презентаций студентами как результата работы (индивидуально и в группах) по решению ситуационных задач, участие в деловых играх, ведение открытых дискуссий по актуальным проблемам экономического анализа, бухгалтерского учета.

В целом, необходимо подчеркнуть, что современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует в оценивании навыков и умений, делать акцент не на оценке качества усвоения понятийно-категориального аппарата и навыков решения типовых экономических заданий, а при проведении интерактивных занятий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)