Философия и социология хозяйства в России (В.М. Хвостов)

В России конца XIX — начала XX в. складывались сильные социальные традиции исследования хозяйства в рамках экономической науки.” Что касается философии и социологии, то первая стояла несколько в стороне от вопросов экономики, а вторая испытывала определенные объективные трудности в своем развитии и институционализации. Во-первых, царское министерство просвещения весьма осторожно относилось к социологии — ее связывали с социализмом, в ней видели пропаганду демократии и конституционного строя. Во-вторых, сами обществоведы были настроены не очень благоприятно по отношению к социологии. Например, в 1919 г. при реформе преподавания на историко-филологическом факультете Петроградского университета среди профессуры только двое — Кареев и Лаппо-Данилевский — поддержали включение социологии в круг предметов обучения на факультете. Многие видные социологи вынуждены были эмигрировать из России — М.М. Ковалевский в 1887 г. был уволен из Московского университета, жил во Франции и только там мог создать «Русскую школу общественных наук в Париже» (название говорит само за себя). В школе приветствовалась интеграция социологии и экономики, лекции там читали как социологи (Кареев, Ковалевский, де Роберти), так и экономисты (Струве, Туган-Барановский, Плеханов, Ульянов-Ленин).

В первые годы XX столетия с процессом демократизации общества создаются и более благоприятные условия для развития социологии — в 1908 г. в Психоневрологическом институте создается первая в России кафедра социологии, с 1913 г. издавался социологический журнал (или серия сборников) под названием «Новые идеи в социологии», в 1916 г. основано Русское социологическое общество, в 1919 г. П. Сорокиным была открыто отделение социологии на факультете общественных наук в Петроградском университете. Сначала социология приветствовалась и лидерами большевистского правительства. Так, Н.И. Бухарин всячески пытался представить исторический материализм марксистской социологией. Его книга «Теория исторического материализма» (1923 г.) имела подзаголовок «Популярный учебник марксистской социологии». Но вскоре открывается новое наступление на социологию — сначала на социологов (критик «Теории исторического материализма» Бухарина Сорокин был выслан в 1922 г., а с 1929 г. и сам Бухарин с его социологией был записан в буржуазный лагерь; с конца 1920-х гг. слово «социология» исчезает из публикуемой литературы, хотя остаются еще попытки представить марксистскую социологию — Оранский и др.), а затем и на социологию в целом — в 1925 г. закрыты и отделение социологии, и кафедра в Ленинграде. Затем долгие годы социология существовала только в виде исторического материализма, а вся другая объявлялась буржуазной.

Но все трудности в развитии русской и советской социологии не означают, что не было интересных трудов по социологии ученых-социологов. Социология и в дореволюционные годы, и в послереволюционные годы развивалась не благодаря, а вопреки желанию властей. Не чуждо было российской социологии и направление социологии хозяйства.
Несмотря на предубеждения, в начале века термин «экономическая социология» был распространенным в социологической литературе, даже в учебниках были разделы, посвященные этому направлению. Так, у В.М. Хвостова в учебнике «Социология» (часть 1) 1917 года издания в специальный раздел выделяется «Экономическая социология». «По учению представителей этого направления, — пишет Хвостов, — основой всех социальных явлений служит экономика; на этой почве проповедуется своеобразный механизм в общественных науках». К экономистам-социологам Хвостов относил представителей школы исторического материализма (Маркс, Энгельс), хотя он сам и не был согласен с ними. Далее в экономической социологии Хво­стов выделяет французскую школу (Ле-Плэ, Лакомб и др.), а среди современных эконом-социологов — де Греефа, которого, кстати, считал одним из самых видных социологов. В более поздней работе «Основы социологии» (1920 г.) ученый опять обращает внимание на экономическую социологию.

Н.И. Кареев в одной из своих последних работ — «Основы русской социологии» — также обращается к экономической социологии. По его мнению, социология и экономика как науки общественные имели общую природу и характер, как раз вследствие этого социология не занималась экономикой, а экономисты — социологией. «Социология не говорила, собственно, ничего нового для экономистов: задачи и методы новой науки и старой политической экономики были в общем одни и те же… Отсюда — весьма слабое влияние социологии на политическую экономию, наблюдаемое везде, не исключая и России». Но несмотря на это утверждение, которое справедливо считают несколько спорным, Кареев выделяет в третьей главе своей работы специальный раздел II «Социолого-экономисты». К ним он относит Андрея Алексеевича Исаева (1851 —1924), по его словам — автора «рада весьма солидных экономических трудов», писавшего в том числе и статьи социологического содержания. Среди социологических тру­дов Исаева Кареев выделяет «Вопросы социологии» (1906). Этот ученый, хотя и не принадлежал к марксистам, рассуждал на темы, близкие к проблеме соотношения социального и экономического (например, первая его статья в «Вопросах социологии» носит название «Техника и хозяйство в основе культуры»). Отмечая высокий уровень работ Исаева, заключительный вердикт Кареева был довольно резким: «Цельной системы социологии “Вопросы” в себе не заключали». В общем, методологических проблем автор не поднимал, а теоретические рассуждения «заменял охотно историческими иллюстрациями». Среди других социологов-экономистов Кареев выделяет Н.И. Грабера и В.Г. Яроцкого. Но особенное внимание к экономическим проблемам Кареев видит в школе «Экономического материализма». Здесь он выделяет Н.И. Зибера: «Среди русских социологов не было специалистов в области политической экономии, кроме Исаева и Н.И. Зибера…» Далее Кареев говорит о Струве, Плеханове, Туган-Барановском.

Таким образом, он первым в русской общественной мысли поставил вопрос об истории экономической социологии в России, а Хвостов подытожил историю экономической социологии в западной социологии. Конечно, ни тот, ни другой не уделяли особенно большого внимания экономической социологии — область их основных интересов была в стороне от этого, но тем не менее это были первые разговоры в России об истории экономической социологии. Хотя Хвостов и Кареев не создали своей теории экономической социологии, но одновременно с ними были и те, кто работал в теоретической области на стыке социологии и экономики. Среди этих ученых выделяется М.М. Ковалевский.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)