Элементы и институты образовательной среды

На уровне мезопроцессов объектом исследования выступает образовательная среда сообщества в динамике ее функционирования и изменения, а предметом изучения являются механизмы и закономерности создания и развития педагогической системы отдельных образовательных учреждений гуманистической ориентации данного сообщества.

Образовательная среда, по мнению В. И.Слободчикова, всегда конфигуративна и её конфигурация определяется полюсами предметностей:

  • предметностью осваиваемой культуры (как специфичного образовательного ресурса), задающей тип образования,
  • предметностью целей и задач развития человека, задающих вектор образования и требующих для своего решения именно данного ресурса.

При чем, чем больше число содержательных фрагментов культурной деятельности будет задействовано в образовательный ресурс, тем более богатой по составу будет образовательная среда. Системообразующим элементом здесь выступает содержание образования: в составе среды – как образовательный ресурс; в составе образовательного процесса – как предмет совместной деятельности; в составе образовательных институтов среды – как нормативная и культуросообразная структура этой деятельности. Среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают её конструировать – и как предмет, и как ресурс; где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

Объективно образовательную среду можно характеризовать двумя показателями: насыщенностью (ресурсный потенциал) и её структурированностью (способ организации: иерархия, объединение ресурсов или противопоставление ресурсов).

Входящие в состав среды образовательные институты сами являются сложноорганизующимися системами и характеризуются свойством самоорганизации своей структуры в соответствии с внутренней целью, потенциалом саморазвития, энергетическими ресурсами и динамикой внешнего воздействия. Данное свойство присуще как системе всего института, так и ее структурным составляющим. Естественно, что функциональная сфера элемента всегда меньше сферы целой системы. Однако следует учитывать, что абсолютизация целей как элемента системы в определении назначения других компонентов без учета их специфики может негативно отразиться не только на взаимосвязях и иерархии элементов, но и на динамике всей системы.

Интересно
То же относится и к возможности абсолютизации значимости какого-либо другого элемента, будь то содержание, результат, сообщество педагогической системы или ее внешние связи. 

Механизмом развития образовательной среды сообщества, а так же педагогической системы входящих в неё отдельных учреждений, выступают так называемые автоколебания: цикличность; взаимопереходы под воздействием смены системообразующих факторов; ядро и его среда уравновешивают друг друга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)