Школа как базовый институт

Базовым формальным институтом общего образования выступает школа. Среди основных характеристик школьного образования можно выделить то, что содержание обучения здесь довольно строго определено и структурировано.

Доминирующей дидактической формой служит урок, основной метод обучения – вербальный.

Отработка и усвоение знаний проводится, как правило, через групповые и фронтальные приемы, контроль продуктивности и эффективности образовательного процесса осуществляется поэтапно на всем протяжении курса обучения.

Школьное образование включает в себя три качественных ступени, отражающих возрастные характеристики обучаемых:

  1. Начальная школа (3-4 года).
  2. Школа основного общего образования (5-6 лет).
  3. Средняя полная школа (2-3 года).

Наряду с государственными (муниципальными) школами в современной отечественной системе общего образования функционируют негосударственные, внебюджетные, частные школы, получившие название НОУ – негосударственные учебные учреждения.

Первые Российские частные школы, появившиеся в конце 80-х годов, в своем большинстве возникали либо как средство реализации альтернативной педагогической идеи, либо как результат частной инициативы «протеста» одного или нескольких людей (как правило, заинтересованных родителей).

В марте 1991 года была создана Российская Ассоциация негосударственного образования (РАНГО), что положило начало организационному объединению частных школ как общественного движения, и если в 1991 году в стране насчитывалось немногим более ста негосударственных школ, то в 1998 году их стало уже более шестисот.

Наиболее обобщенная классификация частных школ включает в себя элитарные образовательные учреждения закрытого типа, школы для одаренных детей, учреждения для плохо адаптирующихся в массовой школе детей, конфессиональные школы, экспериментальные учебные заведения.

Система формального образования в виде школ обладает во многом монопольным правом на осуществление целенаправленной социализации, то есть весьма значительной степенью доминирования всей сферы образования, как следствие, система формального образования диктует условия поступления ресурсов.

Например, ограничивая их характеристики: возраст, состояние здоровья, уровень развития и обученности у субъектов процесса, качество содержания этого процесса в виде объема информации, технологий и форм, опираясь не столько на актуальные требования среды, сколько исходя из своих собственных стандартов.

В настоящее время одно из «слабых мест» в формальной подсистеме общего образования – возможность получения образования теми, кто нуждается в особых условиях обучения (ускоренном или замедленном прохождении материала), обучении вне школьного коллектива или теми, кто хочет получить образование самостоятельно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)