Арт-терапия в работе с детьми

Арт-терапия является одним из способов эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. Работа арт-терапевта направлена на решение таких проблем дошкольника, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми, агрессивность и импульсивность в поведении, завышенная или заниженная самооценка.

Интересно
О. А. Карабанова выделяет такие виды арт-терапии, как рисуночная терапия, библиотерапия, драматерапия, музыкотерапия и отмечает, что при работе с детьми в игровой деятельности можно использовать рисуночные психокоррекционные методы и игрыдраматизации.

А. А. Осипова рекомендует занятия арт-терапией для детей с 6лет. Показаниями для рисуночной терапии являются эмоциональные проблемы, депрессия, чувство одиночества, конфликты, ревность, повышенная тревожность, страхи, негативная самооценка. А. А. Воронова считает, что занятия арт-терапией можно начинать с 4-х лет.

Ребенок работает с разнообразными материалами, отображает свой внутренний мир, в присутствии специалиста, способного понимать процесс и результат деятельности, оказать помощь в осознании результата, условия работы должны быть комфортными. Также автор приводит примеры упражнений для детей дошкольного возраста.

Упражнение 1. Рисование с помощью клубка. На листе ватмана при помощи нити из разматываемого клубка создаются изображения (облака, море), дети по очереди рисуют нитью, обсуждают работы. Если результат всех устраивает, нити приклеивают.

Упражнение 2. «Нарисуй свое настроение». Напоминаем о том, что человек может испытывать разные эмоции, эмоции могут быть связаны с определенной цветовой гаммой. Рисуем настроение.

Упражнение 3. «Разноцветные шары». Изображаем чувство, которое мешает ребенку (например, страх). Рисуем чувство, привязываем рисунок к нитке воздушного шарика и на прогулке отпускаем шарик.

Основные этапы изотерапии – свободная активность, настрой на решение задачи, собственно творческая деятельность, дистанцирование (рассматривание издалека), описание чувств и мыслей, трансформация (внесение изменений в рисунок).

При рассматривании работы обращаем внимание на следующее:

  • какое чувство передает работа;
  • что ребенок хотел бы изменить в своей работе;
  • что выглядит странным;
  • чего не хватает в работе, что находится в центре (суть проблемы);
  • размеры и пропорции объектов; повторяющиеся объекты;
  • перспектива;
    пояснения к работе.

Необходимо помочь ребенку внести изменения в работу, которые он хотел бы сделать. Обратить внимание на чувства, которые вызывает измененная работа. При выбор материала для занятий в работе с гиперактивными и агрессивными детьми не следует давать краску, глину, пластилин. Лучше использовать бумагу, карандаши и фломастеры. Работа с кинетическим песком и пластилином способствует проработке негативных эмоций.

При подготовке детей к школе с проблемами в общении можно предложить упражнение по фототерапии. Ребенку предлагается пять фотографий его ровесников, в том числе его самого. Нужно нарисовать подарок, который мог бы хотеть получить каждый из детей и символически ему вручить. Подумать, как можно понять, понравился или нет подарок.

М. В. Киселева предлагает следующие упражнения для работы с детьми. Нарисуй, что ты делаешь, когда сердишься, что заставляет тебя быть сердитым. Изобрази место, которое делает тебя счастливым, как ты себя чувствуешь в данный момент, как бы ты хотел себя чувствовать. Нарисуй подарок, который ты бы хотел получить. Кто мог тебе это подарить? Что бы ты хотел подарить и кому? Нарисуй счастливые линии, мягкие линии, печальные, сердитые, испуганные.

С. Н. Ивановой разработана коррекционная рисуночная методика, направленная на улучшение эмоционального состояния детей и коррекцию детско-родительских отношений. Работа проводится в группах по 4-8 человек, основное средство коррекции – цвет. Дети готовят фон для будущей работы, затем выполняют рисунок гуашью под музыку. Сюжеты работ – море, грибы, птицы и животные, горящая свеча.

При коррекции средствами изобразительного искусства можно использовать упражнения на ощущения (разминать кусок глины, размазывать краску), общие темы (добро и зло, страх), предлагать темы, связанные с познанием себя (автопортрет), отношениями в семье. Работа в парах, работа в группах, техники направленной визуализации, сочетание изобразительного искусства с другими видами искусства (поэзия, музыка, танец), упражнения для регулирования или предотвращения конфликтов (изображение шторма, бури большими кистями и резкими движениями, работа в нетрадиционных техниках) также могут способствовать достижению положительного результата.

Коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений:

  • систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности изодеятельности;
  • учет особенностей различных групп детей, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие;
  • мобилизация здоровых и сохранных возможностей детей;
  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их изобразительной деятельности (предварительное осмысление структуры изображения, определение последовательности построения рисунка, сопоставление рисунка с объектом, осуществление контроля за выполняемыми графическими действиями и т. п.);
  • побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;
  • формирование интереса к изодеятельности.

Коррекционно-педагогическая работа средствами изобразительной деятельности у детей должна учитывать следующие условия:

  • формирование у детей представлений о том, что любое изображение – это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
  • учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
  • тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности – предметной, игровой, трудовой и общения;
  • актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
  • эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
  • развитие речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
  • процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Арт-терапевтическая работа предполагает наличие широкого выбора различных изобразительных материалов. Бумага для рисования разного цвета и формата, журнальная бумага, мягкий материал – пастель, краски и кисти, глина, пластилин, карандаши графитные и цветные, бросовые материалы. На первых занятиях клиенты предпочитают пользоваться карандашами, фломастерами, мелками и выполнять работы в технике коллаж. Осваивая работу с цветом, клиент учится передавать свое эмоциональное состояние. Работа с глиной и пластилином дает возможность выразить негативные переживания.

Вопрос организации арт-терапевтичеких занятий с детьми младшего школьного и подросткового возраста рассмотрен в книгах М. В. Киселевой. М. В. Одриосола предлагает для работы с подростками упражнения по композиции, упражнение по смешиванию красок, интуитивную живопись. При выполнении упражнения «Интуитивная живопись» необходимо сначала представить себе что-то очень красивое. Потом нанести на бумагу пятна краски так, чтобы не оставалось белых просветов.

Краски можно наносить мазками, точками, мастихином. Затем рассмотреть работу, обратив внимание на центр листа и попытаться увидеть какое-либо изображение. Далее сделать изображение более четким, проработать необходимые детали. Работы получаются интересными за счет того, что цвет изначально не привязан к какому-либо образу и использовался произвольно. Другие задания для подростков – батик, мозаика, роспись стен, ландшафтный дизайн.

Интересно
При оценке эффективности мероприятий по коррекции личности средствами изобразительного искусства учитывается самостоятельность, активность, свободное обращение с материалами, стремление самому увидеть смысл в продукте изобразительной деятельности.

При оценке результатов работы арт-терапевты учитывают не художественные достоинства работы и ее соответствие канонам академической живописи или рисунка, а усиление «символического» характера созданных рисунков и разнообразие используемых клиентом материалов, а также создание объемных композиций и использование мультимедийных технологий. Клиент начинает рассматривать свою деятельность как свободную игру с материалами, позволяющую делать открытия в собственном мироощущении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)