Объемно-пространственные композиции

Создание объемно-пространственных композиций широко применяется в арт-терапии (А. И. Копытин, Ю. Е. Красный, М. В. Одриосола и другие). В педагогике термин «конструирование» означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием понимается создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, бумаги, картона, природного и бросового материала.

Выделяют два типа конструирования – техническое (детали конструктора, строительный материал, крупногабаритные модульные блоки) и художественное (бумага и природный материал). Конструирование из бросового материала и компьютерное конструирование могут относиться как к техническому, так и к художественному конструированию.

Особенности конструктивной деятельности по Г. А. Урунтаевой:

  • дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
  • дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
  • расширяется область творческих проявлений.

«В процессе конструирования по образцам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего – к частям – к общему». Детям на занятиях по конструированию из строительного материала сначала предлагается построить объект (дом, гараж, мост) по образцу, затем изменить условия (построить более высокий дом, более широкий мост).

Интересно
Конструирование из крупных мягких модулей позволяет детям осваивать и организовывать пространство. Дети самостоятельно знакомятся с новым материалом путем экспериментирования, затем учатся учитывать в работе его свойства (цвет, форму), затем конструируют объекты по собственному замыслу.

На занятиях по конструированию из бумаги Л. А. Парамонова предлагает «распредмечивание» способов конструирования с целью их обобщения. На занятиях дети используют простейшие способы (сминание, скручивание, разрывание) создают различные формы и достраивают их до образа. Такая работа помогает детям осознать способы конструирования при создании не одной конкретной поделки, а множества разных и интересных изделий.

Конструирование из природного материала должно опираться на его специфику (формы, фактура, цвет). Необходимо учить детей анализировать свойства природного материала, «сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, комбинирование, убирание лишнего».

На занятиях по арт-терапии возможно конструирование из бросового материала (коробок, бумажных втулок), создание совместно с родителями кукол в рост ребенка, башен и домов и обыгрывание полученных композиций (Ю. Е. Красный).

А. И. Копытин предлагает использовать технику ассамбляж, предполагающую создание объемных многослойных композиций из бросового материала (коробки, рамки), их декорирование красками, тканью и иными материалами. Материал может собираться на улице перед началом занятия, может быть подобран сознательно и принесен из дома. Предметы уже имеют форму, и размер готовой работы может определяться размерами и формой найденных предметов. В работе над ассамбляжем проявляется отношение к окружающей среде, в том числе людям, животным, социальным объектам.

Готовая композиция может служить также для преобразования природной среды, ее украшения. Работа в данной технике позволяет экспериментировать, проявлять творческие способности, способствует повышению самооценки. Тематика работ может быть самой разной, работы могут выполнять дети младшего школьного возраста и подростки.

Инсталляция – объемно-пространственная композиция (артобъект) часто из крупных элементов, предназначенная в основном для оформления помещений общественных зданий, залов музея.

Инсталляции могут выполняться из любых материалов, включать подвижные элементы. Создание инсталляций развивает крупную и мелкую моторику, воображение, представления о пространстве, повышает самооценку, обсуждение готовых работ помогает выявить, проблему. Преобразование готовой композиции может способствовать преодолению фобий, также готовая композиция может использоваться в игровых ситуациях на последующих занятиях.

Мобили – подвесные объемные композиции из бумаги или иных легких материалов. Создание мобилей на какую-либо тему (лето, птицы, космос) способствует улучшению эмоционального состояния ребенка, развитию представлений о пространстве, моторики, воображения, знаний об окружающем мире. Готовый мобиль можно использовать для украшения помещения, в игровых заданиях.

Работа по преобразованию пространства может проводиться с подростками на занятиях по ландшафтному дизайну (М. В. Одриосола). Ландшафтный дизайн – искусство озеленения, благоустройства территорий, включающее элементы архитектуры. Работа с детьми может проводиться на природе, М. В. Одриосола предлагает выездную арт-терапевтическую сессию на природе с подростками.

Подростки могут выполнить на отведенном участке мозаику из камней на земле, оформить клумбу, дорожки, украсить участок инсталляциями. Дети более младшего возраста могут выполнить макет своего сада, клумбы из пластилина и бросового материала, продумать расположение в парке качелей, скамеек, фонтанов, скульптур и пр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)