Кукольный театр

Кукольный театр – вид театральных представлений, получивший распространение в эпоху средневековья, выявивший значимость куклы, действий с ней. В каждой эпохе в кукольных театрах существовали образы, которые любил и почитал народ.

Интересно
В России наиболее распространённым был образ народного любимца, весельчака и балагура Петрушки. В Англии – Панчо, во Франции – Полишинеля, в Германии – Гансвурста, в Чехии – Кашпарека. Истоками зарождения кукольного театра в России служил рождественский кукольный театр – вертеп, в котором осуществляется мистерия Рождества Христова.

«Вертеп» соответствует латинскому термину «praesepe», означающему в переводе «ясли, кормушка для скота». Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени (его основной сюжет может быть перенесен и в современность). Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный Младенец – Иисус Христос. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы.

Кукольные рождественские мистерии стали наиболее известны в Европе с XVI века. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками» (от названия города Вифлеем, в простонародье Батлеем). Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм.

Интересно
Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали. Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях.

Каждая кукла в вертепе представляет собой олицетворение библейского персонажа и изготавливается в соответствии с определенными канонами, установившимися в вековой традиции вертепного мастерства.

Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. И. А. Морозов считает, что куклой является любая зооили антропоморфная фигурка, являющаяся заместителем человека в обрядовых и необрядовых действиях. Чаще всего это фигурка не более 30-50 см. в высоту, изготовленная из самых разнообразных материалов, в том числе глины, соломы, камня, дерева, веточек, тряпок.

Игра в куклы с детьми привлекала таких художников, как П. Пикассо, П. Клее, Е. Д. Поленова. Пауль Клее создал серию кукол для домашнего кукольного театра для игр со своим сыном, Пабло Пикассо делал кукол из дерева, бумаги и иных подручных материалов для игр со своими детьми. Немецкий художник Л. Фейнридер создавал игрушки и кукол из дерева.

Т. П. Авдулова выделяет следующие игровые функции куклы: воплощение образа человека, замещение партнера по общению, товарища по играм, проецирование ребенком собственных переживаний, моделирование ребенком социальных отношений, объективирование потребностей, желаний, устремлений, обеспечение посредничества между взрослым и ребенком, исследование родительского (материнского или отцовского) поведения.

Само изготовление куклы имеет психотерапевтический эффект, так как на куклу проецируются особенности характера, психологического состояния и внешности ее автора. Изготовление кукол привлекает все больше как профессионалов, так и любителей. Кукол изготавливают не только на продажу, но и по некоей внутренней потребности, реализуя свой творческий потенциал, создавая образы, подсказанные воображением.

С самостоятельно изготовленной куклой ребенок и взрослый могут проигрывать значимые на данный момент ситуации, вступать в диалог с куклой. Ребенок разговаривает с куклами, отвечает от их имени при отсутствии реального партнера для игры, играя «за двоих». Таким образом закрепляются коммуникативные навыки, развивается монологическая и диалогическая речь, ребенок учится передавать интонации, сопровождает реплики мимикой и жестами.

Работа с куклой помогает установить контакт с ребенком, снимает эмоциональное напряжение, дает возможность высказать проблему от лица куклы, обогащает представления об окружающем мире, способствует развитию психических процессов. Широко известен и описан в этнографической литературе то факт, что в крестьянской среде на Руси поощрялась игра в куклы, считалось, что играющие дети способствуют благополучию дома (Е. А. Покровский, Г. Л. Дайн).

Девочками проигрывались кукольные свадебные обряды, что способствовало социализации ребенка, вхождению со временем во взрослую жизнь, игровые, обрядовые, обережные куклы были неотъемлемой частью жизни. Дети играют в куклы в школу, в больницу, в магазин, в семью, что развивает представления о реальной жизни. Современные дети часто «проигрывают» сюжеты телевизионных сериалов и мультфильмов.

Работа по коррекции поведения ребенка проводится психологом путем разыгрывания в куклы в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка. Наблюдая за играми детей в куклы, родители и психологи могут получить информацию о потребностях, интересах, проблемах ребенка.

В игре формируется представление о предполагаемом образе жизни, семейных отношениях, будущей профессии, на кукол проецируются и реальные отношения в семье ребенка. Выступая как посредник в общении между ребенком и взрослым (воспитателем, психологом), кукла задает вопросы, обозначает проблемы, просит помощи в сложных ситуациях. От лица куклы ребенку проще задать вопрос о том, что его интересует, но может вызвать, по предположению ребенка, негативную реакцию взрослых.

В психологической коррекции могут быть использованы такие куклы, как веревочная, ростовая, кукла-платье, плоскостная, пальчиковая и другие. Веревочная кукла (в рост ребенка) выполняется из толстой бельевой веревки. Голова куклы крепится на пуговицу на одежде, на руках и ногах куклы сделаны петли, в которые ребенок продевает руки и ноги. Таким образом, ребенок двигается как бы от лица куклы.

Пальчиковые куклы делаются по размеру пальцев ребенка из картонных или бумажных цилиндров, работа с такими куклами способствует развитию моторики. Плоскостные куклы изготавливают из картона или фанеры, руки на шарнирах свободно двигаются, кукла может иметь набор лиц с выражением разных эмоций.

Плоскостные куклы могут быть использованы в реализации следующих задач:

  • психодиагностика, в частности конкретизация проблемы;
  • развитие самоконтроля;
  • приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие самосознания;
  • развитие эмоциональной и моторной адекватности;
  • разрешение внутренних конфликтов;
  • профилактика и коррекция страхов;
  • развитие речи;
  • поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Кукла-платье (мальчик или девочка) выглядит следующим образом. Из картона, обтянутого тканью выполняется голова с прической и лицом, пришивается «платье» покроя «полусолнце», пришиваются петельки для рук и для крепления головы на пуговицу на одежде ребенка. Работа с такой куклой проводится таким же образом, как с веревочной.

Куклы-перевертыши (чулочная кукла с двумя лицами – веселым и сердитым), или кукла, выполненная по принципу народной тряпичной куклы «девка-баба», которая может содержать два образа одновременно.

В работе с детьми дошкольного возраста широко применяется варежковый театр. Кукла-варежка с двумя пальцами-руками изображает какого-либо персонажа (человек, животное). Работа с такими куклами развивает моторику, речь, коммуникативные навыки. Разнообразие видов кукол, в том числе для кукольного театра, их многофункциональность, доступность, простота изготовления дают большие возможности для эффективной работы арттерапевта по коррекции развития личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)