Маска

Согласно словарю С. И. Ожегова, «Маска – специальная накладка, скрывающая лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т. п.) с вырезами для глаз, а также человек с такой накладкой».

Маска – специальная накладка с каким-либо изображением, надеваемая на лицо. Изготавливается из дерева, металла, бумаги, папье-маше и других материалов. Изначально применялась в обрядах, затем стала неотъемлемой частью театрализованных представлений. В сочетании с театральным костюмом помогает создать сценический образ.

Зарубежные арт-терапевты С. Дженнингс и А. Минде считают, что в маске «сочетаются изобразительное искусство и драма, арттерапия и драма-терапия. Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, как произведение искусства, которое можно повесить на стену, рассмотреть, а затем, с помощью воображения, привести в движение.

Хозяин маски может ее переносить куда захочет, оживлять и заставлять двигаться». Под маскатерапией обычно понимается изготовление маски или слепка лица клиента и дальнейшая работа с данным объектом в коррекционных целях (Г. М. Назлоян). Сам процесс изготовления маски, начиная от выбора персонажа и материала, через постепенное обретение черт лица, передающих характер, имеет терапевтический характер.

Работу с маской в психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей рассматривали Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева. При создании образа в работе над маской у ребенка развивается умение передавать характер персонажа, чувствовать и понимать эмоциональное состояние (свое и окружающих), образное мышление. Преображение, которое происходит с помощью маски, помогает ребенку создать новый образ, играет большую роль в изменении поведения.

На занятиях можно работать с графическими символами эмоциональных состояний (рисунки, смайлики) доступных для восприятия и осмысления детьми дошкольного и младшего школьного возраста, использовать маски сказочных персонажей с целью определения и понимания детьми обозначенных эмоций. Дети дошкольного возраста могут работать с масками-смайликами (дорисовывание, изменение схемы, сочинение истории), учиться соотносить изображение и характер персонажа, в дальнейшем можно перейти к работе с бумажными масками, персонажами русских народных сказок.

К выбору маски в данном случае добавляется пластический этюд, обсуждение поступков сказочных персонажей. Выбор маски, даже изготовленной другим ребенком, дает информацию о том, что именно значимо в данный момент (освобождение от негатива, проблема, поведение).

Н. Л. Кряжева предлагает следующий вид работы с масками для детей от 6 лет – нарисовать страшные маски, побегать в них, погоняться друг за другом, в конце занятия снять маски, все берутся за руки, улыбаются друг другу, танцуют.

«Встреча эмоций» – выбрать маску ту, которая нравится, и ту, которая не нравится. Ребенок надевает маску, встречается с другим (взрослым). Проговаривается ситуация, поведение масок.

Среди коррекционных заданий, предлагаемых О. В. Хухлаевой – «маски страха», изготовление масок сказочных персонажей, или эмоций страха, ужаса, выполнение двусторонней маски «Страшный – Веселый» из белого картона на палке (чтобы можно было держать и поворачивать) с рисунком фломастерами. Маска может быть также посредником, от лица которого ребенок рассказывает историю, комментирует свой рисунок. Такая работа с маской полезна для замкнутых и стеснительных детей.

Младшие школьники могут сами сконструировать плоскую или полуобъемную маску из бумаги, изготовить в технике папьемаше, расписать готовую маску, вводя при этом дополнительные элементы и материалы (техника «коллаж»). Возможен также упрощенный вариант изготовления маски – картонная основа и наклеенные на нее бумажные жгуты – брови, нос, усы с последующей декоративной обработкой. Возможно изготовление масок из бумаги, но с небольшими добавлениями. Края маски заворачиваем и скрепляем так, чтобы ее можно было надеть на руку. Тогда маска превращается в своеобразную куклу, с которой можно работать.

Интересно
При работе над маской важен выбор персонажа и средств выразительности, способствующих более точной характеристике образа. Среди средств выразительности изобразительного искусства первостепенное значение имеют цвет, объем, фактура поверхности, возможно также использование дополнительных элементов (волосы, украшения) и материалов (нитки, ткань).

По окончании работы ребенок объясняет выбор персонажа, характер и настроение, которые хотел передать, учится соотносить свое настроение с настроением, выраженным в работе. Арттерапевт наблюдает, насколько часто данный персонаж появляется в работах ребенка, отслеживает изменения выбора средств выразительности для характеристики эмоциональных состояний. По окончании работы проводится выставка масок, показ небольших пластических упражнений со своей или чужой маской.

Дети более старшего возраста могут передавать более сложные чувства, печаль, любовь, одиночество (образ Пьеро), выступать от лица маски, используя эффект неузнанности, что позволяет проявить большую раскованность в выражении эмоций.

Маски положительных персонажей (сказочных героев, маски Радости, Доброты) могут выступать как часть украшения комнаты ребенка. Играть с маской можно и в домашних условиях (разговор с маской-другом, возможность показать родителям свое настроение, посмотреть на мир иными глазами, представить себя перед зеркалом в образе какого-либо персонажа, исправить свое плохое настроение, взяв маску Радости и посмотрев в зеркало).

Такая игра дает возможность ребенку получить навыки регуляции эмоционального состояния, закрепляет представления о многообразии эмоций, способствует пониманию чувств других людей, пониманию выражения художником разнообразных эмоциональных состояний в произведениях искусства. Маски, изготовленные ребенком, нужно сохранять и подписывать, отслеживая изменения в выборе персонажей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)