Театр как средство психологической коррекции развития личности ребенка

Театр как вид искусства зарождается в глубокой древности и проходит путь от охотничьих, сельскохозяйственных и религиозных обрядов, мистерий и карнавалов к многообразию школ, направлений, режиссерских систем и теорий сценического искусства на современном этапе.

Древнегреческий театр оказывает большое влияние на развитие европейского театра и уже тогда отмечалась роль театра в воздействии на эмоциональное состояние зрителя. «Театр – одно из самых общественно активных искусств, ибо сама специфика театра требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой». Аристотель отмечал катарсическое воздействие театра, в двадцатом веке функцию катарсиса рассматривал Л. С. Выготский.

А. Е. Строганов отмечает сходство театра и психотерапии, включающее в себя эмоциональное воздействие на личность, элементы коррекции личности, психофизический компонент, социальную направленность.

В психологической коррекции активно используются психодрама, имаготерапия, драматерапия, театрализованная деятельность (в работе с детьми). Психодрама. В 1921 году был создан «Спонтанный театр» Якоба Леви Морено. Человек, экспериментируя с разными ролями, получает возможность глубже понять себя и найти пути решения своих проблем. Клиент с помощью группы и ведущего воспроизводит сцены из своей жизни, работа проводится в форме сюжетно-ролевой игры.

Важными условиями эффективной работы являются доброжелательное отношение членов группы, импровизация, спонтанность поведения. Основой для работы может быть проблема клиента (протагониста), какая-либо тема, затрагивающая всех членов группы (6-9 человек разного пола и возраста). Процедура психодрамы включает пять основных элементов – протагонист, режиссер (фасилитатор), вспомогательные «Я», зрители, сцена.

К основным элементам психодрамы относятся ролевая игра, спонтанность, «теле» (взаимный обмен эмпатиями), катарсис, инсайт. В работе с детьми и подростками психодрама может быть представлена как работа с куклами или представление себя в роли животных.

Задачи психодрамы:

  1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
  2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
  3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
  4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Среди методик психодрамы А. А. Осипова отмечает самопрезентацию, монолог, дублирование, обмен ролями, проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Драматерапия рассматривалась в исследовании М. АндерсенУоррен и Р. Грейнджера («Драматерапия», 2001 г.).

С их точки зрения драматерапия воздействует не отдельно взятую личность, а на взаимодействие личностей, помогает «устанавливать контакты и взаимодействовать с другими людьми, понять себя и окружающих, адекватно оценить условия существования. Исходя из этого, драматерапия во многом ориентирована на педагогов, руководителей различного уровня, социальных работников, менеджеров, медицинских работников, психотерапевтов самых разных направлений».

В драматерапии большую роль играет творческое воображение, позволяющее изменить мироощущение человека. Первая стадия работы заключается в подготовке к взаимодействию с членами группы и взаимному раскрытию, на второй стадии «создается сценарий, исследуются прошлые ситуации и их изображение в новом свете, происходит освоение ролей и экспериментирование с ними».

В результате участники группы имеют возможность по-новому прожить различные события и взглянуть на мир с иной точки зрения. На третьей стадии участники возвращаются к обычному поведению.

Имаготерапия (имаго – образ). Занятия проводятся чаще в групповой форме, достаточно длительное время, клиент, проигрывая какое-либо произведение, постепенно приходит к желаемому стереотипу в поведении. К конкретным приемам имаготерапии относятся пересказ, рассказ, импровизация (диалог, ситуация), театрализация какого-либо произведения (сказка, пьеса), исполнение роли в постановке спектакля.

На занятиях с детьми используют возможности театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованная деятельность эффективна в работе с детьми с речевыми нарушениями, застенчивыми, испытывающими проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Театрализованные игры могут эффективно использоваться в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. В театрализованной игре для детей создаются эмоционально комфортные условия, моделируются проблемные ситуации общения в социальной среде, полученные представления закрепляются в реальной жизни. Театрализованные игры возможно проводить в групповой комнате, в сенсорной комнате, физкультурном зале, помещении для детского театра.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)