Аппликация и коллаж

Аппликация (от лат. Applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация бывает трех видов:

  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы;
  • предметная, состоящая из отдельных изображений (животное, птица, домик);
  • сюжетная, отображающая какой-либо сюжет, действие (осенний лес, зайчик на полянке, ваза с цветами).

Работа над аппликацией выполняется поэтапно: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, вырезание деталей, раскладывание деталей на фоне, наклеивание, высушивание под прессом. Аппликация бывает традиционной, которая выполняется из бумаги и ткани и нетрадиционной.

В нетрадиционной аппликации используются разнообразные природные материалы, такие как: кора, семена и листья деревьев, травы, солома, плоды и ягоды, шишки, ракушки, камушки.

Для аппликации характерна обобщенная форма, активное использование цвета, декоративность. При работе в технике аппликация с детьми рекомендуется сначала проанализировать изображаемую форму, обвести (нарисовать) ее в воздухе, затем выполнять следующие операции. Вырезание и наклеивание способствует развитию мелкой моторики. Также большую роль в аппликации играет цвет и фактура материала, с которым работает ребенок. Почувствовать форму объекта помогает работа в технике обрывной аппликации.

Интересно
При работе в данной технике изображение не вырезается, а обрывается, при этом одной рукой придерживается лист бумаги, другой рукой изображение обрывается по заранее намеченному контуру или «на глаз». На месте обрыва остается белая фактурная кайма, придающая изображению дополнительную выразительность.

Работа в технике аппликация с детьми с речевыми нарушениями способствует обогащению словаря, умению строить связное высказывание, формированию грамматического строя речи. Дошкольники знакомятся со специфическими терминами, обозначениями цвета, учатся ориентироваться в пространстве. На занятиях с детьми с сенсорными нарушениями в аппликации можно использовать фактурную бумагу, природные материалы, работать в технике коллаж.

В переводе с французского языка, слово коллаж (фр. collage) букв. наклеивание. В изобразительном искусстве под термином «коллаж» понимают прием, который заключается в наклеивании на основу каких-либо материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Техника коллажа предполагает сочетание разнородных материалов, которые располагаются в плоскости и объеме с целью выражения эмоциональной идеи художественного произведения посредством композиционного единства и гармоничного взаимодополнения.

Свойствами коллажа являются универсальность, доступность, техническая простота, полная самореализация автора, который конструирует новый мир по своему усмотрению. Коллаж всегда индивидуален, и создан автором, который имеет собственный оригинальный взгляд на вещи. При создании коллажей используются практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Приведем примеры заданий в технике коллаж. При ознакомлении с творчеством Д. Арчимбольдо клиенту предлагается составить собственный портрет в технике коллаж, используя те предметы, к которым он питает пристрастие, те предметы, которые символизируют его увлечения. Чтобы задание было более понятным, можно вспомнить стихотворения в переводе С. Я. Маршака «Из чего только сделаны мальчики», «Из чего только сделаны девочки».

Коллаж «Живописный образ». При выполнении данной работы клиенту предлагается рассмотреть репродукции живописных портретов, картин бытового, исторического, сказочно-мифологического жанра и выбрать образ, который соответствует его характеру. Приклеить на лист бумаги свою фотографию (лицо) и дополнить изображение в технике коллаж из цветной и журнальной бумаги. По окончании работы клиенту предлагается рассказать, чем его привлек данный образ, какие общие черты характера можно выделить у клиента и изображенного на картине человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)