Фототерапия

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. А. И. Копытин выделяет возможности фотографии и ее психологические функции (актуализирующая, стимулирующая, смыслообразующая, экспрессивно-катарсическая, защитная).

М. Е. Бурно отмечает, что «творческая (художественная) фотография в отличие от ремесленнической есть выявление, отражение в снимке душевной особенности фотографирующего».

Автор рассматривает вариант «фотографирования глазами», мысленно запечатлевая заинтересовавший клиента объект и запоминая его. В процессе съемки клиент должен проникнуться настроением природы пушкинской, есенинской, левитановской, научиться дарить фотографии другим людям.

Занятия по фототерапии предполагают создание фотографий клиентом и/или их рассматривание и обсуждение. В процессе занятий по фототерапии возможна работа в технике фотоколлаж, дополнение готовой фотографии изобразительными фрагментами, расположение фотоснимков в пространстве, сочинение историй по фотографии, работа с собственными фотографиями и фотографиями членов семьи и близких людей.

А. И. Копытин предлагает также использовать элементы сценического действия, грим и костюмы для создания нового образа, движение и танец. Как и в других видах арт-терапии, на занятиях фототерапией подразумевается участие арт-терапевта, побуждающего клиента к описанию своих чувств и поиску смысла в создаваемых образах.

Фотография как игра с реальностью позволяет создавать иные объекты и реальности, позволяет обыгрывать значимые для клиента ситуации. Клиент, испытывающий готовность к обсуждению своего прошлого, приносит фотографии, их выбор анализируется арт-терапевтом, поскольку указывает на то, что для клиента наиболее важно.

Интересно
При работе с детьми и подростками дети могут создавать снимки, фотоальбомы, особенно важно создание снимков для подростков, так как деятельность по выбору объекта, ситуации, возможность «игры» с реальностью способствует самоутверждению, исследованию мира сверстников и взрослых, собственной внешности, дает возможность изменить себя.

Занятия фотоколлажем, фотодизайном доступны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. К техникам фотодизайна относится дорисовывание фотографии (ее части); «визитка» – рядом с фотографией одного из родителей добавляется изображение его профессии; раскрашивание черно-белой фотографии; фотоколлаж из журнальной бумаги на заданную тему; фотокнига.

М. В. Киселева, описывая работу с детьми в данном направлении, предлагает также просмотр слайд-фильмов (слайд-терапия). Групповые психо-коррекционные занятия с детьми от 3-4 лет с эмоционально-волевыми нарушениями, страхами, неврозами, замкнутостью продолжаются 10-15 минут, каждый слайд экспонируется 10-15 секунд под спокойную музыку.

На слайдах крупным планом показаны объекты природы – цветы, насекомые, капли росы и пр. По окончании просмотра детей просят нарисовать то, что больше всего понравилось. Возможна также работа с готовыми фотографиями – выбрать понравившийся пейзаж, дополнить в технике коллаж или аппликацией из засушенных растений.

Выбрать несколько фотографий и составить свой ряд, передающий определенное настроение или состояние природы. Выбрать из фотопортретов ряд, передающий определенное настроение или изменение настроения. Для подростков и взрослых – создать альбом фотоколлажей отображающих детство, юность, самые важные события.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)