Значение педагогических взглядов Ш. А. Амонашвили

По мнению Ш. А. Амонашвили, «воспитание — эт воспитание духовной оси, которая есть образ Божий».

Напитав таким образом «духовную ось» своего чада, впоследствии нужно очень внимательно относиться к его шалостям. От опасных, конечно, оберегать, а вот к другим относиться весьма терпимо и даже с почтением. Потому что слово «шалость», по Ш. А. Амонашвили, означает «улавливать совершенное, стремиться к совершенству».

Наш шалун перестраивает мир, ставит завышенные планки, к которым стремится. Он — «эволюционная сила планеты». Поэтому мы не должны вмешиваться в его шалости: «Если мы поддадимся шалуну, то он станет точилкой нашего искусства воспитания».

Значение педагогических взглядов Ш. А. Амонашвили

Но чтобы поставить заключительный аккорд в воспитании, перед ребенком нужно… исповедоваться. Этому «таинству» посвящена прелюдия в «Балладе о воспитании»  (произведение делится на части с музыкальными названиями), которая так и называется «Об Исповеди». Что же такое «гуманная» исповедь? Зачем нам нужно исповедоваться перед своим чадом?

Исповедь с педагогической точки зрения Ш. А. Амонашвили — это «мужественное, благородное родительское деяние, когда отец (или мать) искренне, чистосердечно, доверительно, правдиво открывает перед ребенком самое сокровенное с надеждой, что будет не осужден, а понят и прощен».

Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя.

Он должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. «Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание».

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Ш. А. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Поэтому школы Ш. А. Амонашвили всегда ставят перед собой такие задачи:

  • дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
  • сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
  • энергию детей умело перенаправить на занятия;
  • подстегивать познавательный инстинкт детей.

Система воспитания и обучения по Ш. А. Амонашвили — это «педагогика целостной жизни детей и взрослых», где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, «питанием оси», оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.

При этом Ш. А. Амонашвили выделяет несколько видов воспитания:

  • стихийное — «что будет, то будет»;
  • традиционное — основано на традициях семьи;
  • идейное — на основе некоей идеи;
  • системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.

Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:

  • взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?);
  • цель воспитания;
  • подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется);
  • личность воспитателя (достойный ли я воспитател своего ребенка?);
  • образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).

Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.

Методика Ш. А. Амонашвили в настоящее время получила широкое распространение. Она близка многим учителям и родителям, потому что дает ответы на простые вопросы: «Как установить контакт с ребенком? Как правильно наказывать за проступки? Как прививать трудовые навыки?» и т. п. Взрослые имеют возможность увидеть суть проблемы.

Ученики школ Ш. А. Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Ш. А. Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.

Интересно
Все больше родителей ищут школы или детские сады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Ш. А. Амонашвили. В основе педагогики Ш. А. Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять всем низшим ценностям.

Гуманный педагог ведет воспитанника к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Я. Корчак, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, а Ш. А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Ш. А. Амонашвили основывал свою систему и на знаниях из Библии, на вере. В основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)