Живая массовая культура культурных исследований

Существуют более оптимистичные взгляды современных авторов на масскульт, в соответствии с ними, по мнению английского социолога литературы и культуры, основателя Центра современных культурных исследований при Бирмингемском университете Ричарда Хоггарта, можно выделить так называемую «живую» массовую культуру, ориентированную на просвещенную и информированную «массу», точнее на различные субкультурные общности внутри нее.

Это мнение исходит из того, что со временем индустрии, призванные управлять настроением масс, сами подверглись их «очеловечивающему» влиянию. Массы стали образованнее, культурнее, и соответственно стали требовать более качественный и более индивидуализированный культурный товар.

С ускорением процессов цифровизации расширяются возможности обеспечивать дифференцирующийся спрос. Через управление такой массовой культурой средствами государственной политики можно решать задачи по повышению качества жизни граждан. Эти подходы легли в основу отдельного направления антропологии.

Согласно Р. Хоггарту, «живая» массовая культура не отрицает коммерческий интерес, но обращается прежде к личности, стремясь ответить на ее индивидуальные запросы к социокультурным ценностям, пытается добиться профессиональной виртуозности, сохраняя гуманистический посыл культуры.

Истоки этой культуры он видит в традиционном образе жизни рабочего класса старой Англии, несущем в себе моральные и социальные ценности, которым угрожает новая более развлекательная массовая культура низкого качества, паразитическая и опасная.

Интересно
Причем в отношении «мертвой» массовой культуры в своей книге «Выгоды образованности» (1957) Р. Хоггарт также не питает никаких иллюзий, считая, что современные массовые развлечения не просто прививают дурной вкус, но «будоражат человека, затем обедняют его, и, наконец, убивают».

Рабочий класс по мнению исследователя проявляет способность сопротивляться манипуляциям дельцов от массовой культуры.

Как выходец из рабочей среды, Р. Хоггарт ставит вину производителям популярной культуры, а не ее потребителям, обладающим значительным моральным ресурсом, позволяющим адаптировать агрессивный массовый суррогат под нужды местных общин.

То есть приверженцы традиционной культуры рабочего класса подвержены меньшему влиянию извне, но вопрос в том, как долго сохраняется этот иммунитет под давлением все новых способов деструктивного досуга.

Засилье средств массовой информации, навязывающих культ алчности, жестокости и гедонизма, может привести общество в такое состояние, когда оно станет пассивно принимать все, что на него обрушивается с экранов телевизоров и страниц глянцевых журналов.

Живая массовая культура культурных исследований

Взгляды Ричарда Хоггарта, а также Раймонда Уильямса, изложенные в его работе «Культура и общество» (1958), явились основообразующими для направления «культурные исследования» (cultural studies, CS).

Согласно этому подходу, культура является основным пространством, где разыгрывается конфликт противоречий между различными группами современного капиталистического общества, разделенными по половозрастным, этническим и классовым признакам.

Каждая из них пытается занять доминантное положение или противостоять доминированию других, в том числе посредством идеологии, выражающей центральный концепт культурных исследований.

Основные инструменты, обеспечивающие гегемонию правящей идеологии: семья, система образования и медиа.

Культурные исследования демонстрируют эклектичность в применении методов и приемов, обеспечивая максимальную междисциплинарность, с помощью которой удается рассмотреть разные стороны сложноорганизованной современной культуры.

Интересно
Для времени своего появления они смогли открыть прежде табуированные темы расовых и половых различий, а также привнести в академическую дискуссию обсуждение маргинальных феноменов, таких как, популярная музыка, фильмы ужасов, супергерои, телевизионная реклама и т.п.

Кроме того, они организовали так называемый «дискурс меньшинств», предоставляя возможность высказывания различным этническим и социальным меньшинствам для формирования взглядов и позиций, что в соответствии с методологией течения является формой политического действия.

Сам принцип исследовательской деятельности изначально состоял в том, чтобы выявлять скрытый политический подтекст борьбы идеологий в казалось бы аполитичных проявлениях повседневной культуры.

Это потребовало пересмотра шаблонных стереотипов в терминологии и подходах. Так, исследованиями культуры были размыты границы элитарного и популярного, профессионального и самодеятельного, поскольку под культурой, в рамках данной концепции, подразумевается не проявление достижений разума и духа человека, а в первую очередь социальный феномен и совокупность практик способа существования.

Несомненно, одним из важных достижений культурных исследований стал отказ от негативных коннотаций понятия «культурная индустрия», заложенных его авторами.

Сформировавшись в середине 1960-х годов в Великобритании как отдельное междисциплинарное направление в изучении взаимосвязей общества и культуры, «культурные исследования» (Cultural Studies, CS) постепенно образовали сеть влиятельных аналитических бюро по вопросам популярной культуры, мультикультурализма, глобализации, субкультур, современного искусства, медиа, гендерной, поколенческой и этнической идентичности.

Сконцентрировав внимание на антропологии современных постиндустриальных обществ, Бирмингемский центр современных исследований культуры сам стал проецировать практику, активно внедряемую в социальные процессы различных государств.

С конца 1980-х к настоящему времени это влияние распространено на весь англоязычный мир (Великобритания, США, Канада, Австралия, Южная Африка, Новая Зеландия), а также апробировано в некоторых не англоязычных странах: Венесуэла, Япония, Сингапур и других.

Подобно тому, как сопротивление идеологии тоже может стать само по себе идеологией, поскольку она так или иначе заложена в любом высказывании от лозунга на транспаранте до произведения искусства, культурные исследования противопоставляемые их создателями академической науке в итоге стали одним из ее сегментов.

Так, в 2002 году Центр современных культурных исследований Бирмингемского университета был преобразован в департамент социологии, завершив этим попытку англоязычного научного мира изучения вопросов культуры междисциплинарно, вне рамок социологического, антропологического и искусствоведческого знаний.

Между тем прикладные наработки центра, которые изначально не вписывались в академический формат, но неожиданно оказались в центре трансформаций современного университета в 1980—1990-е годы, проросли и оформились в отдельные культурные исследования (американские, австралийские и т.д.) уже в других частях света.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)