Воспитательные системы

Следует обратить внимание на то, что педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. К системам, в которых осуществляется педагогический процесс, относятся система образования в целом, региональная система образования, вуз, факультет и др. Такие системы получили название воспитательных (или образовательных). Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях.

Воспитательная система образовательного учреждения (рис. 7) включает следующие компоненты:

  • «цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
  • субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
  • рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
  • среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы».

Воспитательные системы

Функционирование воспитательной системы образовательной организации обеспечивает координацию взаимодействия всех ее субъектов, к которым относятся не только преподаватели и студенты (как в педагогическом процессе), но и управленческие работники разных уровней (ректор, проректоры, директора институтов, заведующие кафедрами), вспомогательный персонал (инженеры, специалисты, лаборанты), представители различных служб.

Направленность функционирования образовательных систем обеспечивается общими целевыми установками, которые формулируются в форме руководящих идей (компьютеризация, гуманизация, гуманитаризация образования и другие).

Воспитательная система вуза складывается из ряда соподчиненных подсистем, каждая из которых при общих целевых установках (общей образовательной политике) имеет свои особенности, это воспитательные системы вуза в целом, институтов, кафедр, курсов, групп.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)