Воспитание как процесс становления отношений
Рассматривая воспитание как процесс взаимодействия преподавателя и воспитанников с целью становления у последних системы отношений к миру и самому себе, напомним, что:
- под отношением понимается связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно устанавливаемая самим субъектом и проявляющаяся в следующих формах: рациональной, эмоциональной, поведенческой;
- наиболее общими объектами-ценностями являются: природа, познание, общество, труд, человек, красота, Я сам (собственное достоинство);
- эмоционально-ценностное отношение личности означает осознание и осмысление общественной и личной значимости той или иной ценности.
Отношенческий подход в воспитании детально проработан известным исследователем Н. Е. Щурковой. Ею выделены четыре основных этапа становления целостного отношения, повторяющиеся на новых витках воспитательного процесса (рис. 21).
Таким образом, процесс формирования и развития отношений осуществляется спиралеобразно. В зависимости от того, какие этапы становления отношения обеспечиваются в процессе воспитания, формируется тот или иной уровень отношения – примитивно-поведенческий, эмоциональный, мотивированно-поведенческий. Примитивно-поведенческий уровень отношения формируется при осуществлении двух первых этапов процесса, при этом воспитанник знает и выполняет нормы поведения при постоянном контроле со стороны воспитателя.
Третий уровень – мотивированно-поведенческий – это уровень сознательного поведения. Человек действует на основе убеждений, что означает: он не только понимает значение той или иной ценности для общественного развития и/или лично для себя, но, осмысливая, принимает её. Например, отношение к познанию на примитивно-поведенческом уровне проявляется в выполнении учебных обязанностей под контролем со стороны, на эмоциональном – в любознательности, на мотивированно-поведенческом – в познавательном интересе, систематическом самообразовании. Цепочка уровней отношения к труду выглядит следующим образом: выполнение трудовых обязанностей – трудолюбие – трудовая ответственность.
Процесс воспитания (в узком смысле) является составной частью педагогического процесса (наряду с обучением и развитием). Если на первый план в педагогическом процессе выходит воспитательная функция, то речь идет о воспитательной работе. Воспитательная работа в высшей школе осуществляется через институт кураторства, через организацию работы объединений по интересам (клубы, творческие лаборатории, факультеты дополнительных или общественных профессий), через работу студенческого профкома и т. д. Однако следует понимать, что такой воспитательной работой охватывается лишь небольшая часть студентов от общего их количества. Специфика высшей школы в деле воспитания студенческой молодежи проявляется в том, что соответствующие задачи должны решаться, прежде всего, в связи с организацией учебной деятельности студентов, в учебном процессе.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу