Воспитание как процесс становления отношений

Рассматривая воспитание как процесс взаимодействия преподавателя и воспитанников с целью становления у последних системы отношений к миру и самому себе, напомним, что:

  • под отношением понимается связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно устанавливаемая самим субъектом и проявляющаяся в следующих формах: рациональной, эмоциональной, поведенческой;
  • наиболее общими объектами-ценностями являются: природа, познание, общество, труд, человек, красота, Я сам (собственное достоинство);
  • эмоционально-ценностное отношение личности означает осознание и осмысление общественной и личной значимости той или иной ценности.

Отношенческий подход в воспитании детально проработан известным исследователем Н. Е. Щурковой. Ею выделены четыре основных этапа становления целостного отношения, повторяющиеся на новых витках воспитательного процесса (рис. 21).

Воспитание как процесс становления отношений

Таким образом, процесс формирования и развития отношений осуществляется спиралеобразно. В зависимости от того, какие этапы становления отношения обеспечиваются в процессе воспитания, формируется тот или иной уровень отношения – примитивно-поведенческий, эмоциональный, мотивированно-поведенческий. Примитивно-поведенческий уровень отношения формируется при осуществлении двух первых этапов процесса, при этом воспитанник знает и выполняет нормы поведения при постоянном контроле со стороны воспитателя.

Переход на следующий уровень – эмоциональный – связан с внешним оцениванием поступков человека или с его самооценкой. На этом уровне в зависимости от качества оценки (положительная или отрицательная) человек испытывает эмоциональное удовлетворение или неудовлетворение своими поступками.

Третий уровень – мотивированно-поведенческий – это уровень сознательного поведения. Человек действует на основе убеждений, что означает: он не только понимает значение той или иной ценности для общественного развития и/или лично для себя, но, осмысливая, принимает её. Например, отношение к познанию на примитивно-поведенческом уровне проявляется в выполнении учебных обязанностей под контролем со стороны, на эмоциональном – в любознательности, на мотивированно-поведенческом – в познавательном интересе, систематическом самообразовании. Цепочка уровней отношения к труду выглядит следующим образом: выполнение трудовых обязанностей – трудолюбие – трудовая ответственность.

Интересно
Педагогические исследования и практический опыт работы преподавателей высшей школы показывают, что выпускники общеобразовательной школы, ставшие студентами, далеко не всегда отличаются высоким уровнем общей культуры, мотивированно-поведенческим уровнем отношения к фундаментальным ценностям бытия. Сказанное означает значимость решения задач воспитания в высших учебных заведениях.

Процесс воспитания (в узком смысле) является составной частью педагогического процесса (наряду с обучением и развитием). Если на первый план в педагогическом процессе выходит воспитательная функция, то речь идет о воспитательной работе. Воспитательная работа в высшей школе осуществляется через институт кураторства, через организацию работы объединений по интересам (клубы, творческие лаборатории, факультеты дополнительных или общественных профессий), через работу студенческого профкома и т. д. Однако следует понимать, что такой воспитательной работой охватывается лишь небольшая часть студентов от общего их количества. Специфика высшей школы в деле воспитания студенческой молодежи проявляется в том, что соответствующие задачи должны решаться, прежде всего, в связи с организацией учебной деятельности студентов, в учебном процессе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)