Виды, структура и логика педагогических исследований

Научно-педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования раскрывают закономерности педагогического процесса, направлены на углубление научных знаний, развитие методологии науки, открытие её новых областей и не преследуют непосредственно практических целей. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с формированием содержания образования, разработкой технологий, связывают науку и практику, фундаментальные исследования и разработки. Разработки имеют целью создание программ, учебников, пособий, инструктивно-методических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности учащихся и педагогов, управлению воспитательными системами.

Фундаментальные исследования – это теоретические исследования, в прикладных исследованиях наряду с теоретической важна и экспериментальная составляющая, а разработки выполняются на теоретической базе двух первых видов научных исследований.

В программе педагогического исследования выделяются две основные части: методологическая и процедурная. Методологическая часть заключается в выборе исходных методологических позиций, определении проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнении терминологии, формулировке цели, задач, гипотез. Процедурная часть связана с составлением плана исследования, описанием методов и техники сбора данных, способов их анализа, проведением эксперимента, анализом, интерпретацией (объяснением) и обобщением его результатов.

Рекомендуется разработка программы исследования, в которой на основе поставленных исследовательских задач характеризуются способы их решения, обосновывается применение тех или иных методов педагогического исследования. В таблице 2 представлены основные этапы педагогического исследования с учетом методологической и процедурной его составляющих.

Виды, структура и логика педагогических исследований

Далее рассмотрим некоторые наиболее существенные характеристики педагогического исследования: проблема исследования и её актуальность, объект и предмет, цель и задачи, методы, теоретическая и практическая значимость, научная новизна. При определении проблемы исследования необходимо ответить на вопрос: Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? В основе любой научной проблемы всегда лежит противоречие между знанием и незнанием.

Подходить к определению научной проблемы можно:

  • от запросов практики;
  • от запросов развития самой науки.

Проблема в педагогическом исследовании чаще всего связана с поиском научных средств решения практической задачи. Чтобы избежать подмены научной проблемы практической задачей, надо ясно отдавать себе отчёт в том, какие научные знания нужны для решения данной практической задачи, есть ли эти знания в науке. Только в случае отсутствия необходимых знаний в науке можно вести речь о проблеме исследования. Только при таком условии можно будет говорить о научной новизне исследования.

Выявление объекта и предмета исследования связано с ответами на вопросы: Что рассматривается? Как рассматривается объект? Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива), предметом – совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения.

Формулирование гипотезы есть ответ на вопрос: Каким предполагается решение проблемы? Гипотеза (от греч. hypothesis − основание, предположение) − научно обоснованное предположение, нуждающееся в теоретической и экспериментальной проверке.

Гипотеза является средством перехода от старого знания (известного в науке) к новому знанию (неизвестному в науке). Научная ценность гипотезы зависит от того, насколько она раскрывает закономерные связи явлений, даёт возможность предсказывать, прогнозировать результаты. Определение цели и задач исследования связано с вопросом: Какой результат предполагается получить?

Результатом педагогических исследований может быть закономерность, идея, концепция, модель, подход, понятие, приём, условия, средства, типология, рекомендации, требования и т. д. Цель исследования конкретизируется в его задачах. Научный характер постановки цели и задач исследования проявляется не только в содержании, но и в словесном оформлении формулировок (ключевые слова: обосновать, разработать, выявить, выяснить, раскрыть, определить, охарактеризовать, уточнить, систематизировать).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)