Вербальные средства обеспечения понимания в коммуникации

Обмен информацией возможен посредством различных знаковых систем. С учетом этого коммуникацию делят на два вида – вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, в основу которой положены два принципа: лексический и синтаксический.

Невербальная коммуникация использует иные знаковые системы:

  • оптико-кинетическую;
  • пара и экстралингвистическую;
  • организацию пространства и времени коммуникативного процесса;
  • визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять такие функции, как дополнение речи, замещение речи и репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Трансляция информации при помощи речи позволяет наиболее точно передать смысл сообщения при условии общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса и внимательном отношении к тезаурусу.

Интересно
При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор (передающий, говорящий) в процессе говорения кодирует, а реципиент (воспринимающий, слушающий) в процессе слушания декодирует информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст. С точки зрения отношения к тексту можно выделить два процесса: «говорение» и «слушание».

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как говорящий сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т. е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл сообщения, происходит обогащение, развитие информации.

Важным инструментом этого процесса является обратная связь — в ответ на сообщения – уточнение вопросов, переспрашивание, просьба получить дополнительные сведения и т. п. Обратная связь в вербальной коммуникации может быть оценочной или безоценочной, негативной или позитивной (содержащей критику и корректировку, либо одобрение и поддержку).

В диалоге проявляется современная проблема толерантности, которая требует соблюдения норм реагирования на высказывание другого, допущение того, что этот другой имеет принципиально отличную точку зрения, которую не обязательно принимать, но надо признавать ее право на существование, допускать ее непохожесть. Поэтому оценки в негативной обратной связи должны быть под строгим нравственным контролем. Мера согласованности действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включенности в общий контекст деятельности.

Успешность вербальной коммуникации в диалоге определяется тематической направленностью информации, а также ее двусторонним характером. В коммуникации устанавливается определенная дистанция, обусловленная тем, насколько детально партнеры стремятся проникнуть в обстоятельства диалога. Большое значение при этом имеет стиль говорения и слушания. Опытный коммуникатор в роли говорящего может произвольно изменять стиль в соответствии с обстоятельствами. Стиль слушающего зависит от его умения и желания слушать и обеспечивает понимание в коммуникации.

Выделяют различные стили слушания:

  • нерефлексивное слушание – умение молчать;
  • рефлексивное слушание – активное использование обратной связи;
  • эмпатическое слушание – демонстрация сопереживания.

Использование речи как некоторой знаковой системы наиболее очевидно в диалоге. Его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями – интенциями. Этим определяется необходимость внимания к собеседнику. Иначе будет нарушено условие успешности вербальной коммуникации – понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете – понимания и познания другой личности. Таким образом, по средством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации, воздействуя друг на друга, ориентируют друг друга в предмете обсуждения и стремятся тем самым достичь понимания.

Воздействие может носить различный характер:

  • прямое навязывание человеку какой-то позиции — манипуляция партнером;
  • раскрытие в человеке и им самим в себе каких-то новых возможностей – актуализация партнера.

В этой связи необходимо учитывать различные формы коммуникативных барьеров и применять способы их преодоления. Понимание в коммуникации, как уже говорилось выше, зависит от наличия коммуникативных барьеров. Охарактеризуем некоторые из них. Барьеры невнимательности: сопротивление принятию информации посредством отключения внимания слушающего. Например, на скучной, по мнению студента, лекции он нарочно в своем представлении снижает авторитет преподавателя. Задача коммуникатора в этом случае – привлечь внимание, подтвердить свой авторитет.

Барьеры непонимания делятся на следующие виды:

  • фонетический – плохая артикуляция говорящего, слишком быстрый темп речи;
  • семантический – использование незнакомых терминов, жаргона и т. д.;
  • стилистический – неструктурированная информация, сложные конструкции фраз, повторы;
  • логический – неумение выстроить последовательную аргументацию.

Говорящему для организации понимания слушающего необходимо совершенствовать способы подачи материала. Кроме того, сообщаемая информация должна быть адекватна (уместна) актуальной ситуации общения. Этой цели служит такой инструмент, как матрица убеждающей коммуникации, которая представляет собой модель речевого коммуникативного процесса. Смысл построения модели в том, чтобы не упустить ни одного элемента данного процесса. Простейшую модель предложил американский журналист Г. Лассуэлл (для целей изучения убеждающего воздействия средств массовой информации).

Она включает в себя пять элементов:

  • Кто (передает сообщение)?
  • Что (передается)?
  • Как (осуществляется передача)?
  • Кому (направлено сообщение)?
  • С каким эффектом?
    Коммуникатор.
  • Сообщение (текст).
  • Канал.
  • Аудитория.
  • Эффективность.

К характеристикам коммуникатора, способствующим повышению эффективности его речи, относятся не только его умения преодолевать коммуникативные барьеры, но и типы его позиции во время коммуникативного процесса.

Таких позиций может быть три:

  • открытая — коммуникатор открыто заявляет о себе как о стороннике излагаемой точки зрения, оценивает различные факты, подтверждающие ее;
  • отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
  • закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, прибегает к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Содержание каждой из этих позиций задается целью коммуникатора, каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта коммуникации. Аудитория. Результаты исследования фактора аудитории опровергли традиционный взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически изменяет поведение аудитории.

В 70-е годы прошлого века Джозеф Клаппер в ходе своих экспериментов выяснил, что никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории. Это значит, в частности, что в процессе обучения для наилучшего восприятия какой-либо информации аудитория должна быть в ней заинтересована. А самый мощный мотивационный фактор в процессе обучения – это познавательный интерес ученика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)