Умение слушать

Грамотное и точное изложение мыслей обеспечивает правильное понимание высказанной точки зрения собеседником и, как следствие, получение адекватного ответа, соответствующего потребностям говорящего.

Для эффективной коммуникации необходимо уметь:

  • спрашивать и уточнять;
  • разделять с собеседником важные ему темы и чувства;
  • реагировать (давать обратную связь, делиться своими чувствами, опытом).

Перечисленные умения способствуют успешной коммуникации и включают в себя умение слушать – основной показатель коммуникативной компетенции. В процессе слушания реализуются две важнейшие коммуникативные функции: восприятие информации и осуществление обратной связи, т. е. передача говорящему информации о том, как слушающий воспринимает его сообщение. Умение слушать подразумевает определенные правила, которым нужно следовать в коммуникации с учеником.

Смотреть на собеседника. Зрительный контакт является важным элементом коммуникации. Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что он говорит. Это не значит, что вы должны смотреть, не мигая или не отводя периодически взгляда. Неотрывный прямой взгляд может вызывать дискомфорт. Избегайте обеих крайностей.

Реагировать. Дайте ученику понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь говорящего кивками, словами типа «да», «понимаю вас» и т. п. Не заканчивать предложение за ученика. Иногда у вас может появиться желание помочь говорящему и закончить за него начатую фразу. Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чем он хочет сказать, не следует стараться продемонстрировать это таким образом. Дайте ученику возможность самому оформить мысль.

Интересно
Задавать уточняющие вопросы. Если вы чего-то не поняли, спрашивайте, уточняйте: «Правильно ли я вас понял…», «Вы имели в виду, что…», «Вы хотите сказать, что…». Просьба уточнить или дополнить информацию, прояснить позицию собеседника – один из показателей активного слушания. Если вы поняли то, о чем хочет сказать ученик, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом.

Перефразировать. Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность вашему собеседнику увидеть, что его слушают и понимают. Если вы используете этот способ для понимания, обязательно начните со вступления, например: «Из ваших слов я понял следующее…» или «Позвольте, я проверю, правильно ли я вас понял? Вы говорите, что…», или «Я бы хотел произнести, что я понял…».

Избегать поспешных выводов. Воздерживайтесь от быстрых оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца. Не заострять внимания на разговорных особенностях собеседника. Хорошего собеседника не должны отвлекать манеры и выразительные средства партнера. Не отвлекаться. Плохого слушателя все отвлекает: звуки с улицы, телефонный звонок, хождение людей, которых видно через открытую дверь. Хороший слушатель сядет так, чтобы не отвлекаться, и сконцентрирует свое внимание на словах партнера.

Следить за главной мыслью, не отвлекаясь на частные факты. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие – главными, основополагающими. Он взвешивает их информационную ценность, сравнивает друг с другом, чтобы понять, какая мысль кроется за ними.

Не монополизировать разговор. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации, или, как ему кажется, знает все о предмете разговора, – чаще всего плохой слушатель. Он закрыт для восприятия новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает шанс противостоять всему, что противоречит его убеждениям.

Приспосабливать темп мышления к речи. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. В процессе слушания мозг не пассивен, он усиленно работает. Пока говорит партнер, старайтесь подготовить контраргументы: суммируйте все сказанное, спросите себя, правильные ли факты вы выбрали для анализа, объективна ли ваша точка зрения, действительно ли партер говорит вам самое главное, или главный смысл утонул в словах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)