В поисках современного идеала образованности

В культурно-историческом процессе новые системы образования формируются в ответ на так называемые вызовы времени. Именно требования жизни в каждую конкретную историческую эпоху определяют те основные качества человека данной эпохи, которые необходимо сформировать с помощью воспитания и обучения.

Интересно
Формулированием такого образа человека традиционно занималась философия, которая создавала свой определенный идеал образованности каждой эпохи. Так, в Средние века идеалом образованности был христианин, в Новое время – человек знающий и просвещенный, в ХХ в. — человек способный включиться в развивающееся производство и современную культуру.

В свою очередь, цели и содержание образования определялись идеалом образованности, востребованным самой жизнью и отрефлексированным философией. На современном этапе своего развития философия не смогла сформулировать идеал образованности. Но в наше время, наряду с философией, описанием образа современного человека занимаются и другие научные дисциплины, и ненаучные практики. Вот как описывает требования к образованному человеку XXI в. известный психолог В.М. Розин: «Как можно помыслить образ человека в условиях перехода? Этот человек будет жить в другом мире – новом или обновляющемся. Какой этот мир будет конкретно – неизвестно, но он родится не без наших с вами усилий (лично каждого из нас и всех нас вместе). Кроме того, этот мир, хотя и будет миром другим, предпосылками его выступит современность и наша история.

Все это означает, что новый человек должен быть человеком конструктивным и креативным, ведь ему придется конституировать новую реальность и жизнь. И одновременно он должен быть человеком культуры и истории, поскольку новая жизнь рождается не на пустом месте, в ней воспроизводится все то, что с исторической точки зрения оказалось инвариантным (разделение труда, познание и техника, личность и прочее), что будет работать в новых условиях, что можно переосмыслить и спасти для следующих поколений. Другими словами, все основные исторические и культурные реалии должны быть переосмыслены, во всех них новый человек должен установиться заново».

К базовым способностям нового человека, отвечающим требованиям современной жизни, В.М. Розин относит следующие. «Способности воображения, без них трудно помыслить новые реальности и проживать их события. Способности рефлексии, позволяющие “останавливать” и артикулировать сложившиеся формы жизни, а также перестраивать их. Целый спектр способностей, дающих возможность, с одной стороны, учиться и переучиваться, с другой — заниматься самообразованием.

Креативные способности (познавательные, проектные, организационные и другие), необходимые для практического воплощения новых идей и представлений. Спектр коммуникационных способностей – понимание, общение, разрешение конфликтов, достижение компромиссов, осуществление совместной деятельности, размежевание и другие.

Наконец, способности к духовной навигации, включая самоопределение, осознание своей обусловленности и ценностей, преодоление себя, идентификацию и разотождествление с определенными субъектами, выстраивание собственного скрипта, сопровождение его, разрешение экзистенциальных проблем и другие». Базовые идеи новой системы образования, способной реализовать такой образовательный процесс, в котором будут формироваться и развиваться качества необходимые современному человеку, В.М. Розин сформулировал следующим образом.

«Если традиционное образование было ориентировано на пассивного созерцающего индивида, который старался запомнить и затем повторить, что ему рассказывал учитель, то альтернативные формы образования, складывающиеся в настоящее время, исходят из совершенно других идей:

  • креативной личности, ее активности;
  • коллективной групповой работы (коллективного мышления и творчества);
  • необходимости специальной семиотики (схемы, нарративы, дискурсы), позволяющей осуществлять рефлексию и создавать новое;
  • понимания важности разных форм коммуникации (диалог, консенсус, компромисс и пр.);
  • культивирования новых форм духовности и ответственности».

В контексте этих идей во главу угла встает коммуникация, основанная на диалоге между учителем и учениками. Ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного участника коммуникации, имеющего свои установки, приоритеты, ориентации. Актуализируется особый постнеклассический способ мышления — такой нелинейный процесс, «нелинейная организация актов рассуждения, которая воплощается в дискурсе — новой единице анализа актов смыслополагания и смыслопостижения» (А.П. Огурцов). В таком процессе снимается традиционная оппозиция — «образование и обучение» — и становится возможным говорить об обучении как одной из форм образования.

Под влиянием сложившейся ситуации и новых идей постепенно трансформируется образовательная практика, инновационный характер которой М.В. Кларин связывает с целым рядом принципиальных изменений, к которым он относит следующие:

  • Изменяется предназначение образования: от трансляции культуры к преобразованию культурного опыта; поддерживающая роль меняется на инновационную преобразующую роль образования.
  • Меняется целеполагание: от учебного к преобразующему, контекстному (в том числе профессионально контекстному), управленческому.
  • Меняется субъект образования: от субъекта, впервые осваивающего новые области опыта, к субъекту, чей опыт существенно накладывается на освоение нового, от субъекта познающего к субъекту действующему/преобразующему; от индивидуального субъекта — к коллективному.
  • Изменилась направленность обучения: от учебно-познавательной к познавательно-преобразующей направленности и практическому характеру образовательных результатов.
  • Преобразуется характер обучения: от традиционного к интерактивному обучению, основанному на непосредственном опыте.
  • Трансформируются источники обучения: от информации к реальному опыту участников.
  • Изменяются оценки результатов обучения: от оценки знаний, умений, навыков к оценке воздействия обучения на поведенческие проявления (в профессиональном контексте — компетенции), на производственную практику обучаемых и организации, вплоть до оценки производственной и финансовой эффективности обучения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)