Коммуникативная компетентность педагога
Охарактеризуем коммуникативную компетентность как базовый компонент в системе профессиональных компетенций педагога. Педагог выполняет трудовые действия на трех разных уровнях педагогической мыследеятельности.
На схеме (рис. 13) они выделены как:
- мыследействие (люди действуют в определенных ситуациях);
- мыслекоммуникация (происходит движение текстов, люди разговаривают);
- чистое мышление (идеализации, модели, понятия).
Эти уровни связаны между собой механизмами рефлексии и понимания. Рассматривать их по отдельности можно лишь как редуцированные варианты мыследеятельности.
Такая структура мыследеятельности позволяет аналогично представить педагогическую реальность (мыследеятельность) как состоящую из трех уровней (или слоев):
- педагогического мышления;
- педагогической коммуникации;
- педагогического действия.
Это, в свою очередь, служит основанием для соответствующей группировки всех компетенций педагога. Например, такой вариант группировки компетенций можно видеть в матрице компетенций педагога, необходимых для выполнения общепрофессиональной функции учителя «развивающая деятельность». Каждая из трех групп компетенций (1-й столбец) конкретизируется набором более частных компетенций (2-й столбец). Частные компетенции, в свою очередь, конкретизируются в зависимости от объекта развивающей педагогической деятельности (3-6 столбцы).
В качестве объектов развивающей деятельности педагога традиционно выделяют четыре сферы:
- познавательную сферу ученика (интеллект, механизмы сознания);
- личностную сферу (направленность, эмоции, ценности);
- деятельность ученика (структура учебной деятельности – соотношение мотивов и целей, операциональная сторона деятельности);
- сферу общения ученика (коммуникация, интеракция, восприятие других).
В итоге в ячейках таблицы на пересечениях объектов развития (3–6 столбцы) с группами компетенций (строки 2–4, обозначенные в 1-м столбце) сформулированы конкретные компетенции педагога. Они могут быть дополнены и другими компетенциями, коррелирующими с описанием трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Структура и сущность компетентности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу