Коммуникативная компетентность педагога

Охарактеризуем коммуникативную компетентность как базовый компонент в системе профессиональных компетенций педагога. Педагог выполняет трудовые действия на трех разных уровнях педагогической мыследеятельности.

На схеме (рис. 13) они выделены как:

  • мыследействие (люди действуют в определенных ситуациях);
  • мыслекоммуникация (происходит движение текстов, люди разговаривают);
  • чистое мышление (идеализации, модели, понятия).

Эти уровни связаны между собой механизмами рефлексии и понимания. Рассматривать их по отдельности можно лишь как редуцированные варианты мыследеятельности.

Коммуникативная компетентность педагога

Такая структура мыследеятельности позволяет аналогично представить педагогическую реальность (мыследеятельность) как состоящую из трех уровней (или слоев):

  • педагогического мышления;
  • педагогической коммуникации;
  • педагогического действия.

Это, в свою очередь, служит основанием для соответствующей группировки всех компетенций педагога. Например, такой вариант группировки компетенций можно видеть в матрице компетенций педагога, необходимых для выполнения общепрофессиональной функции учителя «развивающая деятельность». Каждая из трех групп компетенций (1-й столбец) конкретизируется набором более частных компетенций (2-й столбец). Частные компетенции, в свою очередь, конкретизируются в зависимости от объекта развивающей педагогической деятельности (3-6 столбцы).

В качестве объектов развивающей деятельности педагога традиционно выделяют четыре сферы:

  • познавательную сферу ученика (интеллект, механизмы сознания);
  • личностную сферу (направленность, эмоции, ценности);
  • деятельность ученика (структура учебной деятельности – соотношение мотивов и целей, операциональная сторона деятельности);
  • сферу общения ученика (коммуникация, интеракция, восприятие других).

В итоге в ячейках таблицы на пересечениях объектов развития (3–6 столбцы) с группами компетенций (строки 2–4, обозначенные в 1-м столбце) сформулированы конкретные компетенции педагога. Они могут быть дополнены и другими компетенциями, коррелирующими с описанием трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)