Особенности деловой игры
В профессиональной подготовке игровое моделирование может осуществляться в рамках деловой игры. В ней деятельность обучающегося сочетает в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте будущей профессии, за счет применения их для выполнения игровых действий в реальном процессе деловой игры. Наряду с профессиональными знаниями, обучающийся приобретает специальную компетенцию – навыки социального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации.
В проектировании деловых игр, представляющих собой «наиболее четко выраженную, овеществленную форму» контекстного обучения, широко используют моделирование. А.А. Вербицкий разработал структурную схему деловой игры, согласно которой она характеризуется имитационной и игровой моделями. Имитационная модель задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе и «получает свое воплощение в следующих компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок». Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников деловой игры с имитационной моделью. «Компоненты игровой модели – сценарий, правила, цели, роли и функции игроков».
Для достижения поставленных учебных целей деловая игра, должна быть основана на следующих принципах:
- принцип моделирования ситуации;
- принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;
- принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
- принцип диалогического общения;
- принцип «двупланности» игровой учебной деятельности.
Данные принципы определяют и подготовку деловой игры, и ее организацию. Проектирование деловой игры связано с многоаспектным моделированием – моделированием цели, содержания, процесса реализации игры, системы оценок игровой деятельности; моделированием профессиональной среды, ситуации, деятельности, отношений. При подготовке деловых игр педагог строит как модели объектов, так и модели процессов, связанные с профессиональной деятельностью.
Обучаемые осуществляют «игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными», замещение реальных отношений игровыми (выполнение роли кого-то); попытку вживания в чужой образ. Реализуемое посредством игры педагогическое взаимодействие включает в себя оценку выполнения деятельности, контроль и корректировку приобретаемых профессиональных знаний. Влияя на осмысление выполняемой игровой деятельности, эти процессы позволяют осуществить интерпретацию предметного содержания и сохранить результат в форме знания (рис. 14).
Итак, принцип имитационного моделирования предполагает разработку:
- имитационной модели производства;
- игровой модели профессиональной деятельности.
Наличие этих моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего игрового действия (рис. 15).
Имитационная модель воплощается в структурных компонентах, таких как цели педагогические, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель включает в себя сценарий игры, правила игры, роли и функции игроков. Представленная на рисунке 15 структура деловой игры основана на теоретических представлениях о деловой игре как форме знаково-контекстного обучения, в котором участники осуществляют квазипрофессиональную деятельность, т. е. деятельность, сочетающую в себе как элементы учения, так и труда. В качестве примера приведем деловую игру «Подготовка дня здоровья в школе». Цели игры: закрепить потребность и готовность управления содержательным конфликтом; научить замечать и конструктивно реагировать на помехи в коммуникации на основе уважения и внимания к другим людям.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Структура и сущность компетентности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу