Задачи профессиональной педагогической деятельности

Задача, как уже говорилось, составляет основное структурное звено деятельности. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности педагога. Способность решать задачи разного уровня сложности носит интегративный характер и формируется в процессе деятельности, в которой педагог, приобщаясь к культуре, меняется сам, меняет свои отношения с учениками, культурой и тем самым оказывается способным к решению все более сложных профессиональных задач.

Освоение этого умения осуществляется через ряд взаимосвязанных шагов:

  • осознать задачу как личностно значимую;
  • выбрать способ деятельности и применить его в конкретной ситуации для решения осознанной задачи;
  • использовать различные источники информации, включенные в социокультурное пространство.

Общепрофессиональной компетентности учителя (не зависящей от преподаваемого учебного предмета) соответствуют основные группы задач, согласно которым он должен:

  • определять образовательный запрос ученика и выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут;
  • создавать организационные и педагогические условия для достижения учеником цели образования – формирования универсальных учебных действий (УУД) и развития его личности;
  • устанавливать содержательное взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса – учениками, родителями, педагогами, администрацией школы и т. д.;
  • создавать и использовать для достижения педагогических целей и задач открытую психологически безопасную образовательную среду;
  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование как механизм профессионального и личностного роста.

Данный список нельзя считать завершенным, он может быть дополнен другими группами задач. Кроме того, каждую обозначенную группу задач можно конкретизировать через более мелкие задачи, решаемые учителем на практике. В свою очередь, конкретные задачи, входящие в состав обозначенных групп задач, можно сформулировать на языке умений.

Так, первая группа задач, ориентированных на выстраивание индивидуального образовательного маршрута ученика, конкретизируется чрез следующие умения педагога:

  • осуществлять педагогическую диагностику развития ребенка как личности и ученика, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать ребенку образовательную программу (учение, общение, творческая и социальная активность);
  • анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, видеть динамику изменения этих взаимоотношений;
  • диагностировать творческую и социальную активность ребенка, его учебную самостоятельность;
  • отслеживать результативность (успешность) освоения ребенком образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы (затруднения).

Вторая группа задач, направленных на создание организационных и педагогических условий для развития ученика, раскрывается через следующие умения педагога:

  • отбирать содержание учебного материала и технологии (приемы, способы), позволяющие позитивно мотивировать ученика к конкретной учебной деятельности на основе проведенной диагностики (например, выполнять учебные задания, участвовать в групповой работе, принимая на себя различные роли, участвовать в проектировочной деятельности, реализовывать социально значимые проекты и т. д.);
  • ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные здоровьесберегающие технологии, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность ребенка с учетом диагностики, оптимизации учебной нагрузки, сохранения физического и психического здоровья;
  • выбирать обоснованно формы и способы рефлексивного, безотметочного оценивания, обеспечивающие, с одной стороны, обучение детей самооцениванию и взаимооцениванию, а с другой – использование содержательной, качественной оценки освоения образовательной программы учеником со стороны учителя – выявление достижений и проблем в обучении каждого ученика;
  • организовать сообщество детей и взрослых для овладения каждым учеником опытом межкультурного взаимодействия при решении им определенных задач (учебные, коммуникативные, социальные, бытовые и т. д.);
  • строить учебный процесс на основе комплексных тем;
  • организовывать социальные пробы подростков.

Третья группа задач предполагает содержательное взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса и требует от учителя следующих умений:

  • использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами (учителя, психолог, социальный педагогом, педагог дополнительного образования и др.) для осуществления таких видов работ, как: разработка образовательной программы школы; построение учебного процесса с применением современных образовательных технологий; сохранение преемственности между ступенями организации методической работы; осуществление опытно-экспериментальной работы и др.;
  • проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией: родительское собрание, необходимость привлечения родителей к участию в решении различных проблем школы и др.;
  • взаимодействовать с администрацией школы для решения профессиональных задач;
  • взаимодействовать с общественными организациями (попечительский совет, органы защиты детей, общественные фонды и др.);
  • устанавливать партнерские взаимоотношения с возможными организаторами социальных проб подростков.

Четвертая группа задач связана с созданием открытой психологически безопасной образовательной среды и включает в себя следующие умения педагога:

  • организовывать и использовать различные образовательные среды внутри школы – коммуникативную, правовую, информационную, языковую — для решения конкретных педагогических задач (развитие учебной самостоятельности, обучение самооцениванию и взаимооцениванию, развитие творческой, поисковой активности и т. д.);
  • отбирать объекты образовательной среды и использовать их для организации различных видов образовательной деятельности, таких как экскурсии в музей, на природу, школьные спектакли, детская периодическая печать, образовательный туризм и т. д.

Пятая группа задач предполагает профессиональный и личностный рост педагога и конкретизируется через следующие умения:

  • определять сферу своих профессиональных интересов, выявлять проблемы и затруднения в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения;
  • ставить и решать задачи профессионального роста с опорой на имеющиеся общие компетенции (способы работы с разными источниками информации, знание и соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задач и т. д.).

Анализируя все перечисленные профессиональные умения педагога, раскрывающие суть решаемых им профессиональных задач, несложно увидеть, что практически все задачи профессиональной деятельности педагога так или иначе решаются в процессе общения, содержательного взаимодействия, коммуникации с учениками и другими участниками образовательного процесса. Это означает, что базовой профессиональной компетенцией педагога является коммуникативная компетенция. На ее основе формируются все профессиональные педагогические компетенции и профессиональное мастерство педагога в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)