Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций

Существует четыре элементарных общих компетенции:

  • информационная (работа с информацией);
  • коммуникативная (общение с другими людьми;
  • компетентность формируется на основе информационной компетентности);
  • кооперативная (сотрудничество с другими людьми;
  • компетентность базируется на двух предыдущих);
  • проблемная (решение проблем; компетентность включает в себя три предыдущие).

Информационная компетенция требует умений и готовности самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Коммуникативная компетенция требует умений и готовности самостоятельно:

  • вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомства и т. д.), учитывая его особенности;
  • поддерживать контакт в общении, в формах монолога и диалога с соблюдением норм и правил общения, а также с использованием средств невербального общения;
  • слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
  • высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
    стимулировать собеседника к продолжению общения;
  • грамотно разрешать конфликты в общении;
  • при необходимости изменять свое речевое поведение;
  • оценивать успешность ситуации общения;
  • корректно завершать ситуацию общения.

Проблемная компетенция, или компетенция решения проблем, требует:

  • умений и готовности самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной или недостаточной информации;
  • формулировать цель;
  • ставить ряд последовательных задач;
  • подбирать альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов;
  • определять наиболее и наименее выигрышные из них;
  • предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств;
  • реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;
  • в случае появления затруднений формулировать, осмысливать их и применять решение о выборе других путей и средств;
  • доводить решение проблемы до конца;
  • публично представлять результаты;
  • оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

Кооперативная компетенция, или компетенция работы в сотрудничестве, требует:

  • умений и готовности самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;
  • осуществлять коллективное целеполагание и планирование;
  • распределять задачи и роли между участниками группы;
  • действовать в роли ситуативного лидера группы или исполнителя;
  • координировать свои действия с действиями других членов группы;
  • анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;
  • осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов;
  • осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Значение этих элементарных общих компетенций состоит в том, что они в различных сочетаниях и соотношениях образуют составные общие компетенции (самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и др.), а также комплексные общие компетенции (социальная, семейная, гражданская, личностная), представляющие собой готовность человека успешно выполнять определенную социальную роль (соответственно члена общества, семьянина, гражданина и личности).

Особое значение с точки зрения результатов общего образования имеют:

  • самообразовательная компетенция – способность выпускника средней школы к непрерывному самообразованию, саморазвитию, профессиональному и личностному росту (включает ценность самообразования, мотивацию к росту, умение конструктивно выходить из кризисов развития и т. д.);
  • валеологическая компетенция, основанная на понимании человека как социального, а не только биологического существа (включает в себя ценность здоровья, знания и умения в области ведения здорового образа жизни);
  • информационно-технологическая компетенция – способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в электронном виде (включает в себя умение пользоваться компьютерными, телекоммуникационными технологиями);
  • гражданская компетенция – способность адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота своей Родины (включает в себя социально-культурную самоидентификацию, патриотические ценности, правовые и политологические знания, избирательские умения и т. д.).

На основе всего сказанного можно заключить, что коммуникативная компетенция как элементарная общая компетенция органично вплетена в систему общих компетенций и является одним из важнейших ее элементов, основой для формирования всей системы. Можно сказать, что коммуникативная компетентность – это основа общей образованности. Но для того, чтобы способствовать ее формированию у своих учеников, учителю необходимо самому обладать коммуникативной компетентностью. Кроме того, следует понимать, что профессиональные компетенции в каждом виде профессиональной деятельности взаимосвязаны между собой и образуют специфическую систему профессиональных компетенций. Коммуникативная компетенция педагога органично вплетена в эту сложную систему.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)