Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе

Развитие коммуникативной компетенции происходит, когда человек, во-первых, активно включается в коммуникативную деятельность и, во-вторых, осуществляет рефлексию полученного коммуникативного опыта. Оптимальные условия для того и другого создаются при организации работы в малых группах по 4-6 человек. Дело в том, что каждый человек имеет собственное представление о том, как он выглядит со стороны. Но получает он это представление, вступая в коммуникацию с другими людьми, которые выполняют функцию своеобразного психологического зеркала. От них человек узнает, каков он. В результате его социальный опыт становится более многогранным.

Каждый успешен в этом по-разному. Складывающеесяв течение жизни представление человека о себе часто не совпадает с совокупностью его реальных качеств и мнением о нем окружающих. Формирование и коррекция представления человека о себе в игровом моделировании, в отличие от обыденного общения, происходят более интенсивно, выраженно, управляемо. В групповой работе, выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь от других, студент имеет возможность исследовать себя самого. При этом другие участники группы выступают в роли особых зеркал, отражающих и показывающих то, что сам участник не может увидеть самостоятельно.

В практической психологии широко известна схема «Окошко Джо-Гарри» (название образовано от имен ее авторов – Джозеф Лафт и Гарри Инграм), которая иллюстрирует процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе73 (см. рис. 16). К открытой области (1) относится поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим. В слепую область (2) входит то, что человек сам не замечает, а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности коммуникативного поведения).

Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе

Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни). Неизвестная область (4) – это то, что находится за пределами сознания и самого индивида, и окружающих. Содержательная коммуникация в группе приводит к расширению 1-й области, когда индивид узнает о себе больше, и другие узнают о нем больше. При этом границы этой области раздвигаются за счет уменьшения 2, 3 и 4-й областей. При этом уменьшение 2-й области данной схемы происходит за счет получения обратной связи от группы.

Интересно
Самораскрытие участников позволяет им снять маски и приводит к уменьшению 3-й области. В коммуникации группа исследует и 4-ю область, получает новые знания и понимание. То, как человек себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит (в том числе в игре), поступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни.

Готовность человека к раскрытию своего «Я» другому человеку является признаком сильной и здоровой личности. «Не готовому к самораскрытию человеку приходится создавать внешние маски (ложные “Я”) и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге приводит к истощению и разорению личности». Кроме того, процесс самораскрытия каждого участника группы является не только средством его развития, но и средством для развития остальных ее членов. Как отмечает Г.И. Андреева, «каждый раз, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)