Внешняя образовательная среда школы

Внешними по отношению к школе являются социальная среда, социокультурная среда, культуротворческая сред. Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.

Социокультурная среда – часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которой может осуществляться социализация и инкультурация личности в образовательном процессе.

Культуротворческая среда – совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность, а затем в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. Функции внешней среды: развитие рефлексивности, самотверждение и социализация школьника. Внешняя среда задает определенные образцы, модели и стереотипы поведения. В процессе рефлексии, соотнося свои качества с требованиями внешних сред, человек осмысливает себя, свои способности и возможности и делает самостоятельный жизненный выбор. Свободное самоопределение актуализирует развитие самообладания.

Основоположник педагогики самоопределения А.В. Тубельский, предлагая свою концепцию изменения содержания образования, подчеркивал роль социокультурной среды: «Принцип использования опыта жизнедеятельности ребенка в социокультурной образовательной среде большого города предполагает, что исходной точкой освоения содержания образования является жизненный опыт ребенка, который по своим законам отбирает и интерпретирует явления, процессы и влияния окружающей среды и придает им личностный смысл. Это положение особенно актуально для ситуации жизни ребенка в большом городе, с его разнообразием и многообразием информации, культур, субкультур и отношений.

Собственно, в этой среде… и происходит образование. Организованное же, институализированное, школьное образование является только частью сферы образования, и его функцию можно видеть в осмыслении, коррекции и выращивании культурных средств освоения такого опыта…».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)