Анализ понятия «образовательная среда»

Понятие «образовательная среда» в разных психолого-педагогических исследованиях наполняется различным содержанием. Дело в том, что термин «среда» имеет очень широкое применение. В самом общем смысле он означает окружение.

В словаре Т.М. Ефремовой представлены следующие определения среды:

  • вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами;
  • совокупность природных условий жизнедеятельности какого-либо организма;
  • окружение, социально-бытовые условия, в которых протекает жизнь человека;
  • совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов.

Современная философия рассматривает среду как решающий, хоть и не единственный фактор индивидуального развития человека. Акцент делается на выделение более сложной, многообразной, противоречивой взаимозависимой связи индивида с окружением. Современная философия образования на уровне общей характеристики понятия рассматривает среду как субстанцию, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами. В современном педагогическом словаре это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Классифицировать среды можно по различным основаниям:

  • по степени глобальности различают макросреду, мезосреду, микросреду;
  • по виду существования и развития материи выделяют биологические, технические, культурно-этнические и другие виды сред;
  • по направлению решаемых общественно значимых задач – среды духовного развития и существования человека, физического развития и здорового образа жизни, а также воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации;
  • технического и коммуникативного развития; экологического состояния страны, региона, города и др.

Современные трактовки понятия «среда» определяются контекстом. Для понимания образовательной среды прежде всего важен социальный контекст. В социологическом аспекте рассматривают среду Д.Ж. Маркович, П.А. Сорокин и др. Эти авторы трактуют среду как «совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении». Под средой они также понимают «социальное многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов, определенным образом иерархизированных», где есть возможность социального перемещения индивидов как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)