Управленческое консультирование

В определении управленческого консультирования следует отметить несколько подходов. Первый придерживается широкого функционального взгляда на консультирование. В этом случае данный вид деятельности определяется как любая форма оказания помощи, связанная с содержанием, процессом или структурой задачи или серии задач, когда сам консультант не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. В качестве консультанта могут выступать различные специалисты, осуществляющие подобное взаимодействие. Как мы видим, это определение подчеркивает, что консультанты являются помощниками клиента.

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу, работающую на контрактных основаниях и оказывающую услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений. И в этом случае подчеркивается, что у консультантов — совещательная функция. Они дают советы и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях в организации и претворять их в жизнь. Они отвечают лишь за качество и законность совета. Клиенты же несут всю ответственность, которая проистекает из его принятия.

Консультанты могут быть как членами организации, так и внешними по отношению к ней лицами, юридически связанными с организацией договором или контрактом на выполнение конкретной работы. В рамках управления человеческими ресурсами консультанты могут быть как внешними, так и представителями собственных служб. Далее мы основное внимание уделим внутриорганизационному консультированию.

Функции управленческого консультирования

Возвратимся к приведенным выше определениям. Вне зависимости от позиции консультанта по отношению к организации важно, что и при первом, и при втором подходе имеются указания на специфику деятельности консультанта как совещательную, обеспечивающую принятие решения клиентом. Таким образом, эту функцию консультирования возможно обозначить как поддержку в выработке решений.

Кроме того, в литературе отмечается, что консультативные взаимодействия в организации выступают как средство обучения, привносящее новые знания в организацию, помогающее менеджерам и персоналу учиться на собственном опыте. Утверждение, что цель консультирования состоит не только в том, чтобы обеспечить текущие решения дополнительной экспертизой, но, повысить мастерство и независимость лиц, принимающих решения, при устранении ими будущих проблем, общепризнанно. Фактически речь идет о содействии в рамках консультативного взаимодействия формированию у клиентов основы разрешения соответствующих проблем.

В этом контексте особую роль играет выбор консультантом методов вовлечения клиента в выработку решения, повышения его активности в процессе работы над проблемой. Именно за счет этих факторов может усиливаться или ослабляться образовательный эффект консультирования.

Активное вовлечение клиента в процесс выработки решений, обучающая направленность консультирования является также и профилактикой, направленной на формирование зависимости клиента от консультанта. Такого рода зависимость может проявиться, в частности, как попытка переложить на консультанта принятие решений, за которые отвечает клиент, а также в неоднократном обращении к консультанту по одним и тем же вопросам. В связи с необходимостью оптимизировать взаимодействия клиента и консультанта в рамках деловых партнерских отношений исследователи особо подчеркивают необходимостьреализовать активную позицию клиента на всех стадиях взаимодействия с консультантом, начиная от постановки проблемы и участия в информационном обеспечении выработки решения, вплоть до оценки последствий внедренных рекомендаций.

Таким образом, образовательный эффект, наряду с содействием разрешению проблем, рассматривается как самый важный из прочих эффектов консультирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)