Учет затрат методом стандарт-кост

Совокупность объективных факторов: концентрация производства, совершенствование его технологии и организации, разработка теории нормирования затрат труда и материальных ресурсов, оперативного управления производством, острая необходимость оперативного контроля затрат и регулирования себестоимости привели к созданию и распространению системы «стандарткост», т. е. установлению стандартной (нормативной) величины издержек и оперативного контроля их фактической величины.

Основная задача, которую ставит перед собой система «стандарт-кост», – учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, заработной платы и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов.

Установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение норм на 80% означает успешную работу, превышение норм означает, что они были установлены ошибочно.

Цели нормативного учета затрат:

  • управление затратами;
  • установление цен, ценовая политика;
  • бюджетное планирование и контроль.

Основные достоинства этого метода заключаются в возможности:

  • контроля затрат путем составления нормативных калькуляций;
  • контроля затрат путем сопоставления фактических значений с нормативными;
  • выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;
  • оперативного принятия мер в ходе производственного процесса.

В практической деятельности коммерческие организации могут использовать различные нормативы: только по количеству, только по ценам, по количеству и по ценам одновременно.

При использовании нормативов только по количеству можно применять формулу:

При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов можно применять формулу:

При использовании нормативов и по количеству, и по ценам затраченных ресурсов можно применять формулу:

Нормативный метод учета затрат предполагает обязательное предварительное составление по каждому изделию нормативных калькуляций, которые рассчитываются на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат. По мере внедрения организационных и научно-технических мероприятий, обновления норм и нормативов нормативные калькуляции также обновляются.

При нормативном методе учета затрат учет ведется в пределах установленных норм и по отклонениям от них. При этом методе фактическая себестоимость продукции определяется путем прибавления (вычитания) к нормативной себестоимости доли отклонений от норм по каждой статье.

В практической деятельности в качестве плановых норм затрат можно использовать идеальные и достижимые стандарты.

Идеальные стандарты показывают, какими должны быть затраты предприятия в оптимальных условиях т. е. при отсутствии потерь, брака, убытков. Это цель, на которую должна ориентироваться вся политика управления затратами на предприятии.

Достижимые стандарты устанавливаются с учетом реальных условий функционирования предприятий: качества применяемых ресурсов, процента отходов, брака и т. д. Такие стандарты позволяют более реально оценить будущие затраты предприятия, но они не могут служить стимулом к снижению затрат. Поэтому рекомендуется установить стандарты затрат на предприятии таким образом, чтобы достичь их было не слишком легко, но возможно.

Организация и порядок определения нормативных затрат Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые определяются на единицу готовой продукции.

Нормируемые затраты включают 3 элемента:

  • прямые материальные;
  • прямые затраты труда;
  • общепроизводственные затраты.

При расчете нормативных затрат на единицу производимой продукции учитывают 6 элементов:

  • нормативная цена основных материалов;
  • нормативное количество основных материалов;
  • нормативное рабочее время по прямым трудозатратам;
  • нормативная ставка прямой оплаты труда;
  • нормативный коэффициент общепроизводственных переменных расходов;
  • нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Анализ отклонений. Отклонения — это разница между нормативными и фактическими затратами. Если выявляются отклонения, то необходимо выяснить их причину. Этот процесс называется анализом отклонений.

Все отклонения по затратам подразделяются на 3 вида:

  • отклонения затрат основных материалов;
  • отклонения прямых трудовых затрат;
  • отклонения общепроизводственных расходов.

Цель системы «стандарткост» — правильно и своевременно рассчитать эти отклонения и записать их на счетах бухгалтерского учета. Отклонения затрат основных материалов. Общие отклонения по затратам основных материалов равны разнице между фактическими издержками и нормативными материальными затратами для фактического производства. Определим отклонение фактических затрат от стандартных под влиянием первого фактора цен на материалы.

Формула расчета этого отклонения может быть представлена в виде:

Вторым фактором является удельный расход материалов, т. е. их затраты на единицу продукции. Формула расчета отклонений фактических затрат от стандартных по использованию материалов:

Отклонение по ставке заработной платы определяется как разница между фактической (ЗПф) и стандартной (ЗПн) ставками заработной платы, умноженная на фактическое число отработанных часов (Чф):

Отклонение по производительности труда определяется следующим образом:

Отклонения общепроизводственных расходов. Анализ отклонений по общепроизводственным расходам более сложный. Сначала вычисляют общее отклонение как разницу между фактическими и нормативными общепроизводственными расходами.

Затем общие отклонения подразделяются на две части:

  1. Отклонения общепроизводственных расходов по объему — это разница между бюджетными общепроизводственными расходами в расчете на достигнутый уровень производства и общепроизводственными расходами, рассчитанными для готовой продукции по нормативным коэффициентам переменных и постоянных общепроизводственных расходов.
  2. Контролируемые отклонения общепроизводственных расходов — это разница между фактическими общепроизводственными расходами и бюджетными в расчете на достигнутый уровень производства. Данное отклонение позволяет определить результаты деятельности отдельных подразделений предприятия, не зависящие от изменения уровня производства.

Практическое применение метода «directDcosting». Когда наиболее выгодно и удобно применять метод «directcosting»? Естественно, это один из наиболее интересующих вопросов в процессе изучения данной системы. Для начала рассмотрим самую простую ситуацию. У нас один цех, один вид продукции и постоянный объем ее выпуска. Исходные данные представлены в табл. 3.11.

В данном случае, если нам нужно подсчитать чистую прибыль, которую получит предприятие, выпустив и продав 20 тыс. единиц продукции, не имеет значения, какой метод мы выберем, результат будет одинаковым. Поэтому применение метода «directcosting» здесь необязательно, и в нем, в общем-то, нет необходимости.

Расчет чистой прибыли методом «absorption costing» (табл. 3.12) происходит по следующим формулам:

Расчет чистой прибыли методом «directcosting» (табл. 3.13) происходит по формулам:

Данный пример, несмотря на свою простоту, показывает основные характеристики и различия этих двух подходов. Ключевым пунктом «direct costing» является брутто-прибыль, равная $65 тыс. Из этой прибыли, собранной по разным продуктам (если они имеются), формируется сумма покрытия, из которой вычитаются постоянные издержки.

Все, что остается после вычета постоянных издержек, является чистой прибылью.

1. При изменении объемов производства. Теперь рассмотрим, что произойдет при изменении объема производства. В подобной ситуации применение «absorptioncosting» вызывает некоторое искажение результатов. Рассчитаем прибыль на единицу продукции (при выпуске 20 тыс. шт.) методом «absorptioncosting» (табл. 3.14) по формулам:

Предположим теперь, что объем продукции увеличился до 25 тыс. шт. Используя полученные данные о прибыли на единицу продукции, получаем общую прибыль: 25 000 × 1,25 = 31 250. Однако истинный результат отличается от полученной величины (табл. 3.15).

Разница вызвана неправильным учетом постоянных издержек. В данном случае «directcosting» дает нам более четкую картину.

Рассчитаем брутто-прибыль на единицу при выпуске 20 тыс. единиц продукции по формулам:

Если мы вновь повысим объем выпуска до 25 тыс. шт., ожидаемая прибыль составит:

Проверим правильность полученного результата (табл. 3.16).

Таким образом мы видим, что использование «direct costing» дает нам более точные результаты. Следовательно, в данном случае для определения будущей прибыли стоит использовать именно «direct costing».

1. При складировании непроданной продукции. Другим случаем расхождения данных, полученных при использовании «direct costing» и «absorption costing», является вариант использования складирования непроданной продукции. В примере 1 чистая прибыль была одинакова независимо от метода ее нахождения только потому, что на складе не было продукции ни на начало, ни на конец периода. Так как подход к учету продукции на складе у этих методов различается, результаты будут разными.

Представим что из 20 тыс. единиц продукции, произведенных в примере 1, продали только 18 тыс. единиц, а оставшиеся на складе 2 тыс. единиц будут перенесены в следующий период. Тогда расчет чистой прибыли методами «absorption costing» и «direct costing» будет выглядеть, как показано в табл. 3.17 и 3.18.

Пункт «продукция на складе» означает стоимость этой продукции, он рассчитывается путем умножения количества продукции на ее среднюю себестоимость, которая рассчитывается следующим образом.

  • «absorption costing»: СС1 = ИП : ОВ, где СС1 — средняя себестоимость (включая постоянные издержки), 50 000 : 20 000 = 2,50;
  • «direct costing»: С2 = ИП : ОВ, где СС2 — средняя себестоимость (по переменным издержкам), 35 000 : 20 000 = 1,75.

При использовании «absorption costing» часть постоянных затрат переносится на следующий период, хотя произведены они были в данном периоде. Таким образом, получается, что в следующий период постоянные затраты будут больше (если продукция будет продана), что не соответствует действительности. При использовании «direct costing» такого не происходит, так как все постоянные затраты списывают на тот период, когда они были произведены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)