Учебник

Учебник — это основная учебная книга по определенному предмету, созданная для обучения, воспитания и развития учащихся определенного возраста.

Учебник несет в себе информационную нагрузку, связанную с определенным объемом материала, основными понятиями и ведущими идеями по изучаемым учебным предметам.

Учебник приучает школьников к самостоятельной работе с учебными книгами, вырабатывает навыки самообразования, развивает умение учиться, формирует определенные личностные качества. Поэтому учебники становятся многофункциональными.

Интересно
Так, образовательная функция учебника обеспечивает движение познания ученика от незнания к знанию, от простого к сложному на основе относительно точного отражения предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у школьников.

Содержание учебника определяется программой и обязательно для усвоения каждым учащимся соответствующего возраста. Система упражнений, заданий и задач, являющая составной частью содержания учебников, позволяет формировать необходимые умения и навыки учащихся. При этом объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе по каждому предмету, периодически уточняется в соответствии с вариативностью программ и направлений в диверсификации образования.

Развивающая функция учебника состоит в том, что он не только вооружает системой знаний, но и способствует общему развитию учащихся — развитию мотивов учения, памяти, мышления, воображения, речи и других способностей, умений анализировать, обобщать, выделять главное, а также навыков планирования, самоконтроля.

Среди общеучебных навыков и умений первостепенными являются навыки быстрого чтения, письма, счета и выделения главного. Рекомендации по формированию таких умений и навыков есть в ряде учебников, что дает учителю возможность более эффективно управлять развитием учащихся в процессе обучения.

Воспитывающая функция учебника состоит в его влиянии на мировоззрение учащихся, развитие их способностей, личностных качеств, формирование эмоциональной сферы и т. д.

В частности, учебник способствует развитию мышления, творчества, влияет на формирование организованности, дисциплинированности и т. п.

Типичной является такая структура учебника:

  1. Тексты: основной, дополнительный, пояснительный.
  2. Внетекстовые компоненты:
  • аппарат организации усвоения: вопросы и задания; инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач, примеров); таблицы; подписи — объяснения к иллюстративному материалу; упражнения;
  • иллюстративный материал (фотографии, рисунки, планы, карты, чертежи, схемы и др.);
  • аппарат ориентирования (вступление, содержание, библиография).

Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от структуры учебника.

Учебник

Учебники различаются и по другим признакам: по характеру изложения материала (академический, прикладной), по ведущим методам изложения материала (информационный, проблемный, программированный, комплексный).

Наиболее распространен тип учебника, в котором дается готовая информация посредством слова, иллюстраций, графических и символических изображений, дополненных элементами проблемности.

Методологической основой такого учебника служат идеи объяснительно-иллюстративного вида обучения, при котором познавательная деятельность учащихся имеет в основном репродуктивный характер: школьники воспринимают текст учебника, осознают его, стремятся подробно запомнить.

Умения и навыки формируются главным образом на основе конкретных правил, готовых образцов. Преимущества такого типа учебника — передача в сжатом виде значительного объема научной информации.

Однако возможности научить учащихся самостоятельно приобретать знания, формировать продуктивное мышление, готовность к самостоятельному творческому труду, т. е. развивающая и воспитательная функции таких учебников ограничены.

Центральная идея развивающего обучения — «мышление начинается с проблемы» — является методологической основой при создании проблемных учебников.

Разумеется, определение «проблемный учебник» условно. В подобных учебниках тесно взаимодействуют информационная основа, проблемное изложение, познавательные задания, обобщения.

Проблемные учебники строятся по-разному. Так, в учебниках по гуманитарным предметам применяется проблемное изложение: в начале статьи формулируется проблема, затем последовательно раскрывается противоречивый путь ее развития.

Учащиеся задумываются, с интересом следят за ходом мыслей автора, волнуются и сопереживают, определяют свое отношение к ходу событий, прогнозируют дальнейшее их развертывание.

Интересно
В учебниках по языку применяется система познавательных заданий, которые актуализируют опыт учащихся, вовлекают их в процесс самостоятельного решения проблемы; после задания даны вопросы, направляющие деятельность учащихся на формулирование правила.

В учебниках природоведческого цикла также предлагаются задания исследовательского характера, выполняя которые учащиеся открывают новые, еще неизвестные им факты. Это несложные опыты, практические и лабораторные работы, выполняемые в классе и дома; результаты их затем обсуждаются под руководством учителя.

Вопросы-задания заставляют учеников активно работать над текстом, размышлять, делать выводы

В России и за рубежом накоплен определенный опыт создания программированных учебников, содержание материала в которых представлено порциями, а усвоение каждого «шага» информации проверяется контрольными вопросами.

Есть попытки создания комплексных (проблемно-программированных) учебников, которые содержат определенные дозы информации, необходимые учащимся для понимания проблемы; проблема же решается в логике проблемного изучения материала, а весь необходимый для усвоения материал закрепляется и проверяется программированными дозами.

Большое практическое значение имеет издание комплектов по каждому учебному предмету: учебники, методические пособия для учителей по каждому предмету, набор таблиц и карточек для самостоятельной работы учащихся, различные средства обучения, способствующие оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)