Учебная мотивация

Учебная мотивация — это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности.

Учебная мотивация превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.

Во внешнем плане мотивация проявляется в прилежании, внимании и усидчивости детей.

Показатели, по которым можно выявить отдельные элементы мотивации:

  1. Проявление мыслительной активности через: вопросы учащихся, участие учащихся в обсуждении вопросов, произвольное внимание, характер процесса деятельности (как принимается задание — безразлично или с готовностью).
  2. Эмоциональные проявления учащихся.
  3. Избирательная направленность чтения, участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.

Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы делят по уровням, направленности, содержанию.

Учебная мотивация

Мотивы также бывают естественные (материальные) и высшие (духовные) мотивы, внешние и внутренние.

Внешние мотивы — наказание, угроза, необходимость, требование и т. д

Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Это требует психического напряжения, а иногда и борьбы ученика с самим собой. При большой остроте конфликта возникают тенденции «выйти из ситуации» (отказ, обход трудностей или невроз). Часто основным внешним стимулом становится отметка.

Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание). Здесь также требуются волевые усилия, которые вязаны с трудностями учения, с внешними препятствиями, но только не борьба с самим собой.

Объектом познавательных интересов в школе является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

В сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и сам процесс овладения знаниями, процесс учения в целом.

Поэтому учебно-познавательные мотивы отличаются от познавательных интересов тем, что они направлены не на простое приобретение информации, а на усвоение способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета. И ученик выступает здесь как исследователь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)