Формирование самоконтроля и самооценки

Самоконтроль с процессе проверки знаний и умений школьника означает осознанную регуляцию им своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, которые соответствовали бы поставленным целям, предъявленным требованиям, нормам, правилам, образцам.

Цель самоконтроля состоит как в предотвращении ошибок, так и в их исправлении

Обязательный компонент учебной деятельности — контрольные действия, с помощью которых ученик сопоставляет процесс и результат своей деятельности с ее оценками и требованиями к ней.

Важным показателем сформированности контрольных действий, значит, и самоконтроля является осознание учащимися правильного плана деятельности (стратегии решения задания) и ее операционного состава, т. е. способа реализации этого плана.

Здесь применяют коллективные (фронтальные) проверки в сочетании с контролем со стороны учителя. В таких условиях под руководством учителя проводится разбор выполненного на доске упражнения, решенной задачи, выявляются допущенные при этом ошибки, осуществляется коллективное их исправление.

В процессе обучения очень важно знакомить учащихся с целью предстоящей работы, требованиями к ней, способами ее выполнения, приемами самоконтроля и путями их совершенствования.

Следует при этом учитывать, что если каждый раз указывать на типичные ошибки, то учащиеся перестанут различать правильные и неправильные образцы, особенно на первых порах обучения.

Интересно
Важную роль в процессе самоконтроля играют педагогическая оценка и самооценка. От адекватности последних зависит способность ученика находить ошибочные действия, предупреждать их появление и таким образом повышать результативность самоконтроля.

Самооценка ученика в учебно-познавательном процессе — это критическое отношение его к своим способностям и возможностям и объективное оценивание собственных успехов в учебе.

Самооценку следует ставить в прямую зависимость от возрастных изменений учеников. Так, младшие школьники чаще оценивают не столько результаты своей деятельности, сколько другие свои заслуги, достоинства (внешний вид, отношение учителя к себе, аккуратность, старательность и др.). С возрастом они с большей определенностью различают свои действительные успехи и те, каких могли бы достичь.

Таким образом, самооценка ученика поддается влиянию, коррекции и изменению, она может формироваться извне.

При формировании самооценки необходимо исходить из того, что она складывается постепенно, под влиянием двух основных факторов: оценивания учителем успехов учебной работы учащегося и сопоставлении результатов его собственной деятельности с результатами деятельности товарищей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)